Главная >  Потенциал энергии 

 

Проект. Закон о теплоснабжении вРоссийской Федерации

 

Российская Федерация

 

Глава Общие положения

 

Настоящий Федеральный Законопределяет правовые, экономические ифункциональные основы отношений в областипроизводства, передачи, распределения,продажи и потребления тепловой мощности итепловой энергии.

 

Теплоснабжение – деятельностьпо производству, передаче, распределению,продаже потребителям тепловой энергии (мощности)и теплоносителя.

 

Статья Основные понятия

 

Теплоэнергетика – разделэнергетики, занимающийся преобразованиемтепловой энергии в другие виды энергии,главным образом в механическую иэлектрическую.

 

Теплообеспечение –деятельность по производству, передаче,распределению и использованию тепловойэнергии без ее продажи (для собственныхнужд)

 

Теплопотребление –использование купленной тепловой энергии итеплоносителя.

 

Теплофикация – совместноепроизводство тепловой и электрическойэнергии.

 

Потребитель – юридическое илифизическое лицо, покупатель тепловойэнергии (мощности) и теплоносителя.

 

Теплоснабжающая организация –организация, выполняющая любую из функцийпроизводства, транспорта, распределениятепловой энергии и осуществляющая продажупроизведенной или купленной тепловойэнергии (мощности)

 

Теплосервисное предприятие –предприятие, оказывающее услуги поэффективному использованию конечнымипотребителями тепловой энергии.

 

Конечный потребитель –потребитель, покупающий тепловую энергию итеплоносители только для собственных нужд.

 

Передача тепловой энергии –услуга по транспорту тепловой энергии нарасстояние по тепловым сетям.

 

Источник тепловой энергии –совокупность технических устройств,посредством которых осуществляетсяпроизводство тепловой энергии илииспользование для целей теплоснабжениятепловых отходов.

 

Распределение тепловой энергии –дозирование и поставка тепловой энергиипотребителям, включая изменение параметровтеплоносителя в центральных тепловыхпунктах.

 

Тепловая сеть – систематрубопроводов, расположенных вне зданийили проходящих транзитом через здания,соединяющая взаимосвязанные ивзаимодействующие технические устройства,посредством которых осуществляетсяпроизводство, распределение и потреблениетепловой энергии.

 

Центральный тепловой пункт –тепловой пункт, соединенный сподключенными зданиями тепловыми сетями.

 

Тепловой пункт – совокупностьтехнических устройств, посредством которыхосуществляется приведение параметровтеплоносителя к необходимым дляпотребителя.

 

Теплоноситель – вещество,используемое для транспорта тепловойэнергии.

 

Индивидуальный тепловой пункт –тепловой пункт, не имеющий после себятепловых сетей.

 

Теплота – энергетическаяхарактеристика процесса теплообмена, несвязанного с переносом вещества илисовершением работы; определяетсяколичеством энергии, которое получает илиотдает теплоноситель.

 

Тепловая энергия – термин,используемый для определения количестваэнергии, отдаваемой источником тепловойэнергии в сеть или получаемой из сетипотребителем.

 

Термодинамическая система –совокупность тел, способных обмениваться сдругими телами и между собой энергией ивеществом.

 

Работа – энергия, передаваемаяодним телом другому, не связанная спереносом теплоты и (или) вещества.

 

Качество тепловой энергии – втеплоснабжении характеризуется черезсовокупность термодинамическихпоказателей теплоносителя (температура вподающем трубопроводе, давление в обратномтрубопроводе, перепад давлений),обеспечивающих пригодность тепловойэнергии для удовлетворения энергетическихпотребностей потребителя.

 

Эксергия – максимальнаяработа, которую может совершитьтермодинамическая система при переходе изданного состояния в состояние равновесия сокружающей средой; работоспособностьсистемы.

 

Топливо – твердое, жидкое илигазообразное топливо, служащее химическимэнергоносителем.

 

Качество теплоносителя –совокупность свойств теплоносителя,обеспечивающих его пригодность длятеплоснабжающих организаций ипотребителей (жесткость, содержаниерастворенных газов, рН, коррозионнаяактивность, прозрачность, санитарно-гигиеническиесвойства)

 

Возобновляемые источникиэнергии – источники, использующие ненакопленную солнечную энергию в различныхформах (энергия ветра, биомассы, солнечнойрадиации в солнечных батареях,геотермальная энергия).

 

Альтернативные источникиэнергии – источники энергии, неоснованные на сжигании ископаемого топливав процессе получения энергии.

 

Статья Сферы действия Закона

 

Регулирующий орган –государственный орган, осуществляющийрегулирование субъектов естественныхмонополий.

 

Статья Законодательство отеплоснабжении

 

Настоящим законом регулируетсявся деятельность по теплоснабжениюнезависимо от объемов потребления тепловойэнергии.

 

Глава Государственноеуправление и регулирование втеплоснабжении

 

Законодательство РоссийскойФедерации о теплоснабжении основывается наКонституции Российской Федерации и состоитиз настоящего закона и иных нормативно-правовыхактов Российской Федерации.

 

Статья Методы государственного управления и регулирования
Лицензирование.
Государственное регулирование цен на тепловую энергию, тарифов на ее передачу и распределение.
Государственный надзор за надежностью теплоснабжения, безопасностью технологических процессов, влиянием систем теплоснабжения на окружающую среду, экономичностью производства тепловой энергии, ее передачи, распределения и потребления.
Установление общеобязательных правил, связанных с производством, передачей, распределением и потреблением тепловой энергии.
Разработка типовых моделей эффективных рынков теплоснабжения и теплопотребления. Анализ состояния региональных рынков, выявление общих причин их неэффективности и корректировка методов государственного управления и регулирования.
Государственная поддержка развития рынков взаимодействующих с товарным рынком теплоснабжения: услуг по обеспечению теплового комфорта в зданиях, подрядных работ, энергоэффективного оборудования, научно-технических разработок, квалифицированных кадров, долговых обязательств, кредитных ресурсов, проектов развития, соперничающих рынков оборудования и проектов децентрализованного теплообеспечения.
Государственная поддержка и экономическое стимулирование максимального использования для целей теплоснабжения: эксергии при сжигании топлива, тепловых отходов промпредприятий, возобновляемых источников энергии, местного топлива, горючих бытовых, промышленных и сельскохозяйственных отходов, атомной энергии.
Создание условий для привлечения инвестиций в развитие и техническое обновление систем теплоснабжения.
Приватизация объектов теплоснабжения.

 

Статья Задачи государственногоуправления
Обеспечение надежности теплоснабжения как одного из необходимых элементов безопасности граждан страны.
Создание и развитие эффективного рынка, обеспечивающего минимизацию затрат потребителей на теплоснабжение при полном удовлетворении спроса. Защита прав участников рынка.
Обеспечение энергоэффективности систем теплоснабжения для рационального расходования топливных ресурсов страны и уменьшения вредного воздействия на окружающую среду.

 

в области теплоснабжения

 

Статья ПолномочияПравительства Российской Федерации

 

Определяет структуру и полномочия органов исполнительной власти федерального уровня, осуществляющих государственное управление и регулирование в теплоснабжении.

 

Правительство Российской Федерации:

 

предотвращения выдвижения взаимоисключающих требований;

 

Устанавливает порядок взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти для:

 

координации программ по повышению эффективности теплоснабжения с программами уменьшения теплопотребления, использования атомной энергии, биомассы, отходов и экологическими программами.

 

обеспечения комплексности проверок теплоснабжающих организаций и уменьшения их количества;

 

Ежегодно в период с 15.04 по 30.05 отчитывается перед Государственной Думой Федерального собрания о работе правительства по совершенствованию рынка теплоснабжения и его государственного регулирования.

 

Раз в два года проводит независимую экспертизу качества функционирования и взаимодействия органов исполнительной власти в области теплоснабжения, теплообеспечения и теплопотребления.

 

Статья Функции МинистерстваЭнергетики Российской Федерации
Организация разработки и реализация государственной политики в области теплоснабжения.
Лицензирование деятельности по эксплуатации тепловых сетей, используемых для целей теплоснабжения.
Государственный энергетический надзор.
Утверждение и реализация научно-технической политики в области теплоснабжения.
Разработка и утверждение общеобязательных нормативных документов, регламентирующих технические и организационные требования к технологическим процессам и оборудованию, применяемым в теплоснабжении.
Разработка государственных стандартов качества тепловой энергии и теплоносителя, типовых договоров теплоснабжения.
Разработка и реализация государственных программ и планов повышения энергоэффективности теплоснабжения, развития теплофикации, использования возобновляемых источников энергии, местного топлива, а также тепловых и горючих отходов.
Ведение топливно-энергетических балансов страны, включая баланс топлива на цели теплоснабжения и теплообеспечения, произведенной и потребленной тепловой энергии.
Определение для каждого региона необходимых физических объемов резервирования природного газа другими видами топлива с учетом имеющихся возможностей резервирования на крупных электростанциях и промышленных предприятиях.
Выполнение через территориальные отделения Главгосэнергонадзора функции заказчика по энергоаудиту теплоснабжающих организаций, разработке и текущему обновлению электронных схем развития систем теплоснабжения городов и населенных пунктов.
Организация подготовки квалифицированных кадров для теплоснабжения.
Создание условий для организации качественного теплоснабжения в отдаленных районах страны.
Разработка типовых моделей эффективных рынков теплоснабжения и типовых инвестиционных проектов.

 

Утверждает общеобязательные нормативные документы, регламентирующие экономические и юридические взаимоотношения теплоснабжающих организаций между собой и потребителями.

 

Статья Функции министерствапромышленности, науки и

 

Статья ФункцииГосударственного комитета РоссийскойФедерации по строительству и жилищно-коммунальномухозяйству
Организация разработки и реализация государственной политики в области теплопотребления и теплообеспечения непроизводственных зданий.
Утверждение и реализация научно-технической политики в области теплопотребления и теплообеспечения непроизводственных зданий.
Разработка и утверждение общеобязательных нормативных документов по проектированию, строительству, реконструкции, монтажу оборудования объектов теплоснабжения, теплообеспечения и теплопотребления.
Разработка и утверждение общеобязательных нормативных документов, регламентирующих технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления и теплообеспечения непроизводственных зданий, методик оценки ущерба от непроектных изменений в системах отопления.
Разработка государственных стандартов качества потребления тепловой энергии и теплоносителя.
Организация разработки и реализации государственных программ и планов сбережения топливно-энергетических ресурсов в теплопотреблении и теплообеспечении жилых и общественных зданий.
Разработка типовых проектов инвестиции в коммунальные системы теплопотребления и топлообеспечения.
Разработка нормативных документов, регламентирующих порядок привлечения средств застройщиков для целей энергосбережения, вместо увеличения мощности систем теплоснабжения.
Организация через средства массовой информации разъяснительной работы о методах энергосбережения, правах и обязанностях теплоснабжающих, теплосервисных организаций, муниципальных органов управления, потребителей и граждан.

 

повысить ресурс действующего оборудования;

 

технологий Российской Федерации
Организация разработки и реализация государственной политики в области теплопотребления и теплообеспечения промышленности.
Разработка и утверждение общеобязательных нормативных документов, регламентирующих технические и организационные требования к эксплуатации систем теплопотребления и теплообеспечения в промышленности.
Разработка научно-технической политики в области теплоснабжения, теплообеспечения и теплопотребления.
Определение приоритетов и финансирование важнейших научно-технических разработок для систем теплоснабжения и теплопотребления, позволяющих:

 

использовать тепловые и горючие отходы, возобновляемые источники энергии для целей теплоснабжения;

 

значительно снизить затраты на теплоснабжение;

 

Статья 1 Государственноерегулирование цен и тарифов
В соответствии с законодательством Российской Федерации государственному регулированию подлежат цены (тарифы) на природный газ, в том числе используемый для производства тепловой энергии, и цены (тарифы) на тепловую энергию.
В целях формирования конкурентного рынка энергетических ресурсов государственное регулирование цен на природный газ должно предусматривать:

 

оперативно диагностировать состояние оборудования и энергоэффективность систем.
Организация ресурсных испытаний новых технологий и оборудования.
Разработка совместно с Министерством энергетики Российской Федерации, Комитетом по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Российской Федерации балансов потребности и объемов производства энергоэффективного оборудования, а также прогноза изменения спроса на него.

 

применение разных уровней цен,при разной мощности газоиспользующегооборудования систем теплоснабжения итеплообеспечения, с учетом фактическихзатрат на транспорт и распределение газа.
Дополнительные доходы государства, получаемые от повышения цен и соответствующего повышения акцизов на природный газ, потребляемый на цели теплоснабжения и теплообеспечения должны использоваться на выполнение государственных программ повышения энергоэффективности и тарифные дотации теплоснабжающим предприятиям в северных районах.
В целях создания эффективного рынка тепловой энергии, повышения качества и надежности теплоснабжения, стимулирования теплоснабжающих организаций и потребителей к повышению энергоэффективности, государственное регулирование цен на производимую тепловую энергию, тарифов на ее передачу и распределение должно предусматривать:

 

постепенное повышение цен наприродный газ, используемый для целейтеплоснабжения и теплообеспечения доуровня рыночных;

 

Установление базовых цен и тарифов для конкретных систем теплоснабжения, исходя из экономически обоснованного уровня энергоэффективности и затрат на эксплуатацию типовых единиц оборудования, утвержденных в данном регионе.

 

Определение экономически обоснованного уровня энергоэффективности систем теплоснабжения в каждом регионе.

 

Определение повышающих коэффициентов к базовым ценам и тарифам, учитывающих фактическое состояние систем теплоснабжения.

 

Расчет базовых цен и тарифов по типовым методикам независимо от фактического состояния систем теплоснабжения.

 

Автоматическую индексацию цен и тарифов при изменении цен (тарифов) на топливо, электроэнергию и воду.

 

Утверждение программ опережающего снижения издержек теплоснабжающих предприятий над увеличением амортизационных отчислений и платы за капитал; разработку методов экономического стимулирования выполнения программ.

 

Выделение в ценах и тарифах по всем составляющим платы за мощность, учитывающей условно-постоянные затраты.

 

Раздельное регулирование цен и тарифов на теплоноситель, производство, передачу и распределение тепловой энергии;

 

1 Ограничение тарифов для конечного потребителя на тепловую энергию, произведенную на теплофикационном теплоисточнике, уровнем значительно более низким, чем себестоимость теплообеспечения от котельной.

 

Определение платы за организацию подомового учета тепловой энергии в размере, стимулирующем инвестиции в установку приборов учета.

 

1 Исключение применения в составе тарифов платы за неэффективно инвестированный капитал.

 

1 Исключение применения в составе тарифов инвестиционной составляющей.

 

1 Предъявление конечному покупателю тарифов на тепловую энергию, устанавливаемых как сумма следующих составляющих:
цена произведенной тепловой энергии с выделением платы за мощность;
тариф на транспорт тепловой энергии с выделением платы за мощность;
тариф за распределение тепловой энергии с выделением платы за мощность;
плата за организацию учета тепловой энергии;
плата Главгосэнергонадзору за организацию надзора и выполнение функций заказчика по энергоаудиту, разработке и сопровождению схем развития систем теплоснабжения;
плата за общее диспетчерское управление системами теплоснабжения городов.

 

1 Исключение применения в составе тарифов прибыли теплоснабжающих организаций, определяемой в процентах от суммы издержек, использование моделей расчета прибыли, стимулирующих снижение издержек.

 

1 Штрафные санкции к теплоснабжающим организациям при невыполнении стандартов качества тепловой энергии и теплоносителя. Освобождение потребителей от платы за потребленную тепловую энергию, если ее качество не позволяет обеспечить в подключенных зданиях определенный санитарно-гигиеническими или технологическими нормами тепловой режим.

 

1 Применение для небольших теплоисточников мощностью до 50 Гкал/ч, работающих на обособленную сеть, упрощенных тарифов без разделения на составляющие, с сохранением в переменной части тарифа только расходов на топливо и отнесением всех остальных расходов в постоянную часть (плату за мощность).

 

Статья 1 Неценовое регулированиеестественных монополий
К сфере деятельности субъектов естественных монополий в теплоснабжении относятся услуги по передаче тепловой энергии.
В целях экономии на масштабе деятельности и минимизации негативных последствий монополизации, неценовое регулирование, осуществляемое регулирующим органом, должно предусматривать следующие меры принуждения:

 

1 Штрафные санкции к потребителям за невыполнение стандартов качества теплопотребления.

 

Обеспечение свободы доступа к сетям продавцов тепловой энергии.

 

Обеспечение свободного подключения к тепловым сетям потребителей без дискриминационных условий (кроме случаев, когда будут доказаны экономическая нецелесообразность или техническая невозможность подключения)

 

Приоритет, утвержденных схем перспективного развития систем теплоснабжения над интересами теплоснабжающих организаций.

 

Объединение функций эксплуатации всех технически связанных участков тепловых сетей системы теплоснабжения в одной организации.

 

Статья 1 Недопустимостьвмешательства

 

Принудительную реорганизацию теплоснабжающих предприятий, не обеспечивающих надежное, качественное теплоснабжение или выполнение программы снижения издержек, в том числе путем разделения монопольного и немонопольного видов деятельности в разные предприятия.

 

Центральные исполнительныеорганы, а также местные представительные иисполнительные органы не вправевмешиваться в технологическуюдеятельность теплоснабжающих организаций,связанную с производством, передачей ираспределением тепловой энергии или стехнологическим управлением этимипроцессами, за исключением случаев,предусмотренных законодательствомРоссийской Федерации.

 

в производственно-технологическуюдеятельность

 

Статья 1 Договорные отношения втеплоснабжении
Тепловая энергия является товаром на рынке.
Теплоснабжающие организации могут быть одновременно и продавцами, и покупателями тепловой энергии.
Конечным потребителем может быть либо владелец подключенных к тепловой сети зданий, либо теплосервисное предприятие, эксплуатирующее эти здания.
Учет количества отпущенной (потребленной) тепловой энергии может осуществляться теплоснабжающей организацией, потребителем или третьей стороной (как правило, владельцем приборов учета), получающей плату за свои услуги по ставкам, утвержденным для теплоснабжающей организации, заключая договор с ней, либо по свободным расценкам, заключая договор с потребителем.
Купля-продажа тепловой энергии и передача тепловой мощности осуществляются на основании договоров, заключаемых в соответствии с Гражданским кодексом, настоящим Законом, решениями регулирующего органа и типовыми договорами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Заключаемые договора должны предусматривать безусловное соблюдение государственных стандартов качества тепловой энергии и теплоносителя, качества потребления тепловой энергии и теплоносителя.
За несвоевременную оплату договорами теплоснабжения должна предусматриваться возможность ограничения поставки тепловой энергии уменьшением расхода теплоносителя, с запретом на ограничение потребителей, выполняющих договорные условия по расходу и температуре теплоносителя в подающем трубопроводе.
Обязанность доказательства превышения потребителем заявленной в договоре тепловой мощности возлагается на теплоснабжающие организации – поставщиков тепловой энергии.

 

Глава Организациятеплоснабжения

 

Статья 1 Развитие системтеплоснабжения
Расширение, оптимизация систем теплоснабжения должны осуществляться на основании утвержденных схем перспективного развития.
Схемы перспективного развития систем теплоснабжения составляются на основе оптимизации электронной модели системы теплоснабжения по критериям надежности и суммарного снижения издержек на теплоснабжение и теплообеспечение всей системы. Обновление схем должно производиться ежегодно.
Технические условия на подключение к тепловым сетям новых потребителей должны выдаваться теплоснабжающими предприятиями на основании схем перспективного развития.
Теплоснабжающими организациями должны разрабатываться программы постепенного сокращения сроков отключения тепловых сетей для летнего ремонта.

 

Статья 1 Теплоснабжающиеорганизации.
Теплоснабжающие организации могут быть любой организационно-правовой формы, коммерческими и некоммерческими.
Объединение части или всей собственности теплоснабжающих организаций разной организационной правовой формы должно происходить путем создания акционерных обществ.
Недопустимо нетарифное финансирование теплоснабжающих организаций на цели теплоснабжения из бюджетов всех уровней, кроме финансирования НИОКР. Допустимы только тарифные дотации.
Недопустимо объединение в одном предприятии функции теплоснабжающей и теплосервисным предприятием.
Допускается выполнение теплоснабжающей организацией функций эксплуатации тепловых пунктов потребителей по отдельному договору с собственником зданий или теплосервисной организацией.
Муниципальные теплоснабжающие предприятия, эксплуатирующие тепловые сети, должны быть приспособлены к рынку путем их преобразования в акционерные общества, первоначально со 100% муниципальным уставным капиталом. Возможно создание межмуниципальных акционерных обществ.
Если, для выполнения технических условий на подключение к тепловым сетям системы теплоснабжения, за средства потребителя будут построены или реконструированы объекты системы теплоснабжения, то потребитель должен быть введен в состав акционеров теплоснабжающего предприятия с компенсацией понесенных затрат акциями.
Допустимы любые формы приватизации теплоснабжающих предприятий. Не допускается продажа блокирующего муниципального пакета акций.
Прекращение организацией деятельности по теплоснабжению либо сокращение объемов производства тепловой энергии возможно только при согласии регулирующего органа.
Общее оперативное диспетчерское управление теплоснабжающими организациями, производителями тепловой энергии, осуществляет теплоснабжающее предприятие, эксплуатирующее тепловые сети.
Контроль подготовки теплоснабжающих организаций к отопительному сезону осуществляют муниципальные органы исполнительной власти.

 

Российское агентство потеплоснабжению – акционерное общество сконтрольным государственным пакетом акцийвыполняет следующие функции:
Разработка принципов реформы отрасли теплоснабжения и ее практическая реализация в субъектах Федерации.
Выполнение функций генерального подрядчика по энергоаудиту теплоснабжающих организаций и разработке схем развития систем теплоснабжения. Организация конкуренции проектов развития.
Подготовка заключений о технической возможности подключения потребителей к тепловым сетям общего пользования, выбор оптимального варианта подключения и экспертиза технических условий теплоснабжающих организаций.
Разработка проектов энергосбережения, альтернативных вариантам увеличения мощности системы теплоснабжения.
Организация электронной тендерной площадки.
Разработка принципов и организация инвестиционного процесса в теплоснабжении.
Контроль эффективности использования средств Федерального бюджета на цели теплоснабжения.

 

Статья 1 Российское агентство потеплоснабжению

 

 

Статья 1 Обеспечение сохранностиобъектов теплоснабжения
Охрана наиболее важных объектов теплоснабжения осуществляется специальными службами военизированной охраны или Подразделениями Министерства внутренних дел. Перечни таких объектов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Учитывая особую опасность и уязвимость теплоисточников и тепловых сетей, по представлению Министерства энергетики Российской Федерации, Правительством Российской Федерации утверждаются Правила охраны теплоисточников и тепловых сетей, обязательные для всех юридических и физических лиц.
Юридические и физические лица, виновные в повреждении или хищении оборудования систем теплоснабжения, нарушении охранных зон объектов теплоснабжения, самовольном подключении к тепловым сетям и хищении тепловой энергии и теплоносителя, а также других действиях, которые могут привести к ущербу в теплоснабжении, к снижению безопасности объектов теплоснабжения и надежности теплоснабжения потребителей, несут материальную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 



 

Все металлургические предприятия. Новая страница 1. . Мировые новости. ПРООН окажет Беларуси содействие.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0187