Главная >  Потенциал энергии 

 

Выступление депутата ГД ФС РФ ШвыряеваЯ. «Энергетическая стратегия России до 2020года. Проблемы и решения»

 

напарламентских слушаниях 18.10.02 г. в Колономзале Дома союзов

 

УважаемыеДамы и Господа!

 

УважаемыйСергей Михайлович!

 

Главной задачейэнергетической стратегии, являетсяопределение направлений и темпов развитиятопливно-энергетического сектора ворганической их увязки, с целями ипрогнозами социально-экономическогоразвития страны на долгосрочныеперспективы.

 

Слушаявыступлении и зная текст основныхположений Энергетической стратегии Россиидо 2020 г., невольно создается впечатление,что эта стратегия в основном и прежде всего,учитывает интересы ведущихэнергопроизводителей, а необщегосударственные. Хотя нужно отметить,что в ходе разработки стратегии онаэволюционировала в лучшую сторону.

 

Учитывая, чтомеры предусмотренные в энергетическойстратегии должны развиваться опережающимитемпами, нужна программа развития,минимум до 2030 года. У американцевразработана до 2050 года.

 

Во первых,возникает вопрос, а где прогноз? или плансоциально-экономического развития страныдо 2020 года?

 

2.1 Почемуэнергетическая стратегия не дает ответ, ине содержит разделов - как, чем и кто будетобеспечивать надежность и качествоэнергоснабжения потребителей?

 

Во вторых:

 

2.3 Какиеинвестиционные механизмы будутобеспечивать реализацию?

 

2. Какиецелесообразные формы будут иметькомпании ТЭКа в 2020 году, какизменится ценовая нагрузка дляпотребителей, каковы защитные механизмысоциально незащищенных слоев населения?

 

2.5 С помощью какихмеханизмов будет обеспечено изменение топливнойструктуры на внутреннем рынке

 

2.4 Почему стратегиярассматривает отраслевую, а не народнохозяйственную эффективность?

 

Считаю, что на всеэти вопросы в новом варианте стратегиидолжны быть даны исчерпывающие ответы.

 

2.6 Как будетобеспечиваться подъем отечественного энергомашиностроения,электротехнических предприятий, науки?

 

2. Декларативныеформулировки присутствуют практически отпервой до последней страницы. Вот ценараздела машиностроения для ТЭКа.

 

2.7 В стратегииправильно определен потенциалэнергосбережения, но выводы по обеспечениюэнергетической эффективности декларативны.Цитирую: - «энергетическаяэффективность может быть обеспечена путемосуществления оптимально ценовой политикии реформирования электроэнергетики и ЖКХ»и т.д. Но ведь может и не быть.

 

электротехническаяпромышленность и протекционистская роль государствав том числе в производстве электробытовыхприборов, приборов учета, соответствующих иопережающих мировые образцы.

 

Цитирую изстратегии: - «предприятие топливно-энергетическогомашиностроения, менеджмент, которых сумелпринять меры по улучшению финансово-экономическогоположения, повышенияконкурентоспособности своей продукции, могутожидать, начиная уже с 2003 – 2005 г.г.существенного роста спроса на своюпродукцию, роста доходов в формированииисточников для активизации инновационнойдеятельности и модернизации производства».Интересно, что менеджмент будет кушать? И,докладывалось ли это Президенту РФили нет? сколько лет работать надстратегией, чтобы разразиться такой ценноймыслью - могут ожидать.

 

Однако,стратегия не содержит меры и не отвечает,когда перестанут незаконно взимать снаселения плату за отопление с квадратногометра жилой площади? Оплата производится зафактически отпущенную продукцию, котораяизмеряется в калориях, а в данной ситуации,«бедный всегда платит за богатого». Несодержится мер стимулирующих населениесамостоятельно устанавливать приборыучета, отвечающих стандартам качества. Ведьизвестно, что жилищно-коммунальные конторывсячески препятствуют этому.

 

Потенциалэнергосбережения в ЖКХ составляет более 100млн. тонн у.т.

 

На мой взгляднеобходимо в стратегии предусмотретьмодернизацию государственного,муниципального и приватизированного фондажилья, имея ввиду, утепление ограждающихконструкций, установки приборов учета.Можно использовать опыт Германии, гдепроводя реформы в ЖКХ сначала поднялиоплату труда восточных немцев и толькопотом начали проводить реформирование.Законы о реформировании ЖКХ непредусматривают это.

 

Так жеизвестно, что около 50% тепловой энергии вомногих зданиях выходит наружу черезограждающие конструкции. Люди, поддавшисьна агитацию государства приватизировалижилье и вместе с теми, кто не приватизировал,а также госучреждениями и муниципальнымиучреждениями оплачивают 50% стоимости теплаза обогрев атмосферы.

 

Стратегиявскользь затрагивает развитие атомнойэнергетики, сдается мне, что тоположительное, что разработано в недрахПравительства РФ по вводу мощностей наатомных электростанциях, должно бытьперенесено в этот документ. Особое вниманиенеобходимо уделить обеспечение ядернымтопливом электростанций, с учетом вводановых мощностей. Ни для кого, ни секрет, чтовсего 40% ядерного топлива обеспечивается врезультате добычи урана, остальные 60%восполняются из резервов. Необходимыбезотлагательные меры по оказаниюгосударственной помощи единственному вРоссии предприятию вырабатывающемудвуокись урана - Приаргунскому горно-химическомуобъединению. Набрав, в сложный период, кредитов, предприятие ежегодновыплачивает по 250 млн. рублей на ихобслуживание и самостоятельно из этойкабалы, выбраться не может. Всоответствие со ст. 71 Конституции РФ,убедительно прошу Правительство РФ оказатьим экстренную помощь, в том числе за счетэмиссии акций и увеличения долигосударства, как вариант – ТВЭЛу.Необходима государственная поддержка и помодернизации этого предприятия, решенияряда социальных вопросов. В первую очередь,отселение жителей поселков Октябрьский иКраснокаменский, находящихся в зоне горныхвыработок. Радиационный фон в пос.Октябрьский достигает 700 микрорентген/час. Чтобы отселить 2500 человек, необходимо 250 млн.рублей государственных инвестиций, хотя быв течении трех лет. Выделили в этом году 15млн. рублей. В следующем запланировано 7 млн.рублей. Кто же будет добывать уран? Люди оттакого финансирования все о радиациивымрут.

 

Оптимизациятопливного баланса, на мой взгляд, должнасодержать краткосрочные и долгосрочныепрогнозы в потребности и поставоктоплива, для государственных нужд инаселения, с привязкой к объектам ирегионам. Кроме того, целесообразно втечении пяти, максимум десяти лет,вернуться к соотношению 70% – 30%, где 70%сжигание на электростанциях угля, а 30%- газа. Высвободившийся газ, можно продатьна экспорт и страна может получить почтипять миллиардов долларов США.Это бы позволило предприятиям угольнойотрасли, планироватьсвою работу по развитию. Снять социальнуюнапряженность в угольных районах страны.

 

Стратегия непредусматривает какими законодательнымимеханизмами будет она реализована, азаконопроекты об электроэнергетики,предусматривают законодательноезакрепление в оптовой торговли равновеснойцены, которая как известно определяется поработе худшей электростанции. Учитываяпорядковый перекос в ценах наэлектроэнергию на различныхэлектростанциях, цена будет определятьсямаксимальная, а с разделением АО-Энерго накомпании по видам бизнеса, генерацию,передачу, диспетчеризацию и сбыт, подобноевызовет кратный рост цен на тепловую иэлектрическую энергию. По оценке Министраэкономики – в 2,4 раза, по оценкеруководителя РАО ЕЭС от 3 до 6 раз, поэкспертным оценкам, может возрасти напорядок.

 

В стратегии вразделе цели государственной региональнойполитики в ТЭК сказано: «Районам Россиис низкой обеспеченностью электроэнергиейотдается приоритет в развитие энергетики (ДальнийВосток, Забайкалье, Северный Кавказ,Калининградская область)» А как на самомделе? В бюджете 2003 года Калининграду в 1,5раза уменьшено финансирование к уровню2002 года. На вводную 2003 г. Бурейскую ГЭС «дали»- 0 рублей. На Харанорскую ГРЭС вЗабайкалье, тоже «дали» – 0 рублей, против103 млн. 2002 года. При этом страна ужепотратила на компенсацию тарифов 500 млн.$ США, в том числе и для проезжающих с углемвагонов мимо Харанорской ГРЭС, где этоуголь должен был сжигаться, аэлектроэнергия поставляться потребителям.Для того чтобы ввести в эксплуатацию 860 МВТ/чнеобходимо в 2 раза меньше средств, чемпотратили на компенсацию в том числе поперевозке угля. Экономия государственныхсредств очевидна. Совершенно не понятно,почему на Среднеканскую ГЭС в регион, гдеизбыток генерации составляет 40%, выделили вфедеральном бюджете на 2003 год почтиполовину всех средств предусмотренных дляТЭКа. Разве в этом заключается стратегия?

 

Данныезаконопроекты неизбежно вызовутсоциальную напряженность в обществе,создают реальные предпосылки для продажинедооцененных активов в энергетике, новыхбанкротств в России, приведут к прямому влияниюна органы муниципальной игосударственной власти, через рубильник.

 

«Закономтакже закрепляется, что компанияАдминистратор торговой системы, гдеафилированные с РАО ЕЭС России структуры,имеют 50 % голосов – «будут рулить» Оптовымрынком электроэнергии в России. Поэтому мыне удивляемся, что на оптовом рынкеаккредитованные в ФЭКе операторы, крупныепотребители не могут выйти на оптовый рынок,не смотря на решение судов. Узкий круг лицрешил с помощью этих законов построить длясебя «Город Солнца» и никого «На праздникжизни» пускать не собираются. Об этомсвидетельствую письма в адрес вице-премьера,решения судов, обращения к депутатам.

 

А намМинистерство экономического развитияпредлагает, от чего ни будь избавиться?Кстати ни самого худшего. Может нампоменять название? ВместоМинэкономразвития РФ повесить вывеску – «Министерствоторговли экономикой России». Почему в СШАПрезидент представил Конгрессу доклад «Онациональной энергетической политики США,которую разрабатывала рабочая группа воглаве со вторым в государстве лицом.Стратегия была утверждена Конгрессом, нопалата представителей – Сенат полностьюзаблокировал этот документ, поскольку онбыл ориентирован в пользу монополий иущемлял права потребителей, в нем былисильно занижены затраты на НИОКР, крометого названо много других недостатков.

 

«Почемугосударственное регулирование на ценыи тарифы сохранено в большинстве странЕвропы и США?» Почему там предусмотренмеханизм социальной защиты, почемусистемный оператор в Германии на 100%государственное предприятие, а оптовойторговлей руководит подразделение этогооператора, т.е. государство? Лучшая в миреэнергетическая компания – французская.Живут там граждане лучше. Цены и тарифыопределяются на электрическую энергию попаритету покупательной способности. Длясведения тарифы на электрическую энергиюдля промышленности в США, равны 4 центам заКВт/час, в Европе от 3 до 9 центов. В России сучетом ППС средний тариф 5,7 цента. Правда доходСША примерно 3000 $ на человека, у нас100 $.

 

Мне бы очень хотелось,что бы та критика, которая сегодня звучала ввыступлениях, была услышана и страна быувидела, наконец, экономическую программу,где главным действующим лицом был -Гражданин России.

 

У насже Парламент приглашает на слушанияПравительство РФ, которое само пишет, самосебе дает декларативные поручения иответственности не несет. При подобномподходе Правительство никогда не обеспечитреального экономического роста.Законодательство, это состязательныйпроцесс, между законодательной иисполнительными ветвями власти. И тольков состязании можно найти решения, которыезащитят права граждан, и будутстимулировать страну к прогрессу.

 

Какговорил великий поэт Гаврила Державин:

 

Программа эта была бы утверждена законодательно на ее основе, втом числе и с учетом прозвучавшихпредложений была переработанаЭнергетическая стратегия в интересах всейстраны. Цели должны быть конкретными, а мерыобеспечивать их достижение, в том числе и спомощью законов. Перечень законов долженприсутствовать в этой стратегии. Самастратегия должна в обязательном порядкедолжна иметь силу закона!

 

Благодарювас за внимание.

 

- «Мыистину царям должны с улыбкой говорить!»

 



 

В энергоэффективности главное -. Тарифы не взяли высоту. Проще отпустить цены на газ и св. Ющенко подумал о газе и Украине. Субъективные заметки о ценах на.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0174