Главная >  Потенциал энергии 

 

Сетевая модель аккумуляции финансовыхсредств. ВиталийПапушкин, Центр по эффективномуиспользованию энергии (ЦЭНЭФ)

 

ТатьянаТасенко, Советник мэра города Череповец

 

Центром поэффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ)по заданию Некоммерческого фондареструктуризации предприятий и развитияфинансовых институтов в рамках проекта “Передачаведомственного жилищного фонда” былиразработаны механизмы аккумуляциисэкономленных бюджетных средств отреализации проекта для городов Череповец,Петрозаводск и Волхов. В данной статьеобсуждаются конкретные процедуры,позволяющие реализовать эти механизмы вгороде Череповце.

 

Аккумуляцияфинансовых средств, как заключительнаяфаза реализации мероприятий, направленныхна сокращение расходования средств избюджета, является важным этапом полногоцикла инвестиционного процесса поосуществлению проектов в жилищно-коммунальномхозяйстве.

 

Сетевая модель, какпонятие, - это информационно-динамическаямодель, в которой отображаются взаимосвязии результаты работ (действий, событий),исполнение которых необходимо (и/илидостаточно) для достижения конкретной цели.В основе сетевого моделирования лежитизображение планируемого комплексадействий в виде ориентированного графа.

 

Основным инструментомдля формирования процедур, как правило,является сетевая модель процессавыполнения проекта. Создание такой моделидля конкретного города тем более важно, чтов практике функционирования жилищно-коммунальногохозяйства городов сетевое моделированиенаходит все более широкое применение, в томчисле и в форме нормативных документов.

 

По аналогии с сетевоймоделью инвестиционного процесса длякомплексной жилой застройки территориигорода сетевая модель аккумуляциифинансовых средств выполнена в видециклограммы, в которой по горизонталипоследовательно показаны технологическиеэтапы аккумуляционного процесса, а повертикали перечень его основных участников.

 

В сетевой моделиаккумуляции финансовых средств вершинамиграфа являются исполнители или участникиработ, а ребрами – направление действий впроцессе выполнения работ.

 

Рис. Сетевая модель процессааккумуляции финансовых средств отреализации проекта ПВЖФ в городе Череповец

 

Основные параметрысетевой модели аккумуляции финансовыхсредств представлены на рис.1.

 

На первом этапевыполнения проекта фиксируются базовыепоказатели, характеризующие эффективностьфункционирования жилищно-коммунальногохозяйства города, на изменение величинкоторых направлены проектные мероприятия.В данном случае к такими ключевымпоказателям отнесены:

 

Процедуры регистрации базовыхпоказателей

 

потребление воды питьевого качества в системах холодного и горячего водоснабжения;

 

потребление тепла для целей отопления и горячего водоснабжения жилых зданий;

 

затраты на эксплуатацию внутридомовых систем отопления, холодного и горячего водоснабжения, включая местные тепловые пункты;

 

величины канализования жидких бытовых стоков;

 

Особенно следуетподчеркнуть, что фиксация этих базовыхпараметров (потребление и затраты) должнаносить не только проектный статус.Необходимо, чтобы эти базовые показателистали юридической нормой, обеспечивающейоднозначность последующих процедурисчисления физической и финансовойэкономии, образующейся в результатереализации проектных мероприятий.

 

затраты на капитальные ремонты внутридомовых инженерных систем.

 

Фиксация договорного ифизического уровня потребления ресурсаосуществляется постановлением мэра города.В приложении к этому постановлениюфиксируются все правила формирования базы,так же как и срок действия, в течениекоторого сохраняется эти базовые уровни.

 

Регистрируются двауровня, формирующие базы отсчета –договорной и физический уровеньпотребления ресурсов. Договорной уровеньпотребления ресурсов фиксируется подоговору поставки ресурса в базовом году (годначала проекта) для каждого объекта, накотором предполагается внедрениепроектных мероприятий. Физический уровеньпотребления, фиксируется после установкиприбора учета ресурса.

 

Процедуры вычисления физическойэкономии ресурсов

 

Регистрация базовыхуровней затрат на обслуживаниевнутридомовых систем отопления, горячего ихолодного водоснабжения и канализации, также как регистрация базового уровня затратна проведение капитальных ремонтов этихсистем, фиксируется специальнымпостановлением. Для регистрации базовогоуровня этих затрат проводят специальноеобследование планирования, учета икалькулирования себестоимости затрат насодержание и ремонт жилищного фонда постатьям “Ремонт и обслуживаниевнутридомового инженерного оборудования”и “Капитальный ремонт жилья” в частикапитального ремонта внутридомовогоинженерного оборудования. Так как впроцессе проектных мероприятийподвергаются реконструкции системы сразличными конструктивными особенностями,калькуляция затрат базового уровнявыполняется для каждого здания,участвующего в проекте.

 

группа мониторинга проекта (ГМП)– орган, отвечающий за мониторинг эффектаот реализации проекта и за процедурывычисления физической экономии ресурса,которые будет выполнять этот орган сзаданной периодичностью;

 

Процедуры вычисленияфизической экономии ресурсовустанавливаются постановлением мэра иявляются обязательными для исполнениявсеми организациями города, участвующими впроцессе предоставления услуг населению.Постановлением мэра утверждаются:

 

форма акта о физической экономииресурса и процедура его контроля,согласования и утверждения;

 

методика расчета физическойэкономии ресурса. Методика должнасодержать общие положения о методахвычисления экономии, описание периодовпроекта, для которых будут установленыразличные правила вычисления экономии иприведение этой экономии к сопоставимомувиду, описание программных средств (программныхмодулей), используемых для автоматизациирасчетов;

 

Реализацию этойпроцедуры можно проследить по сетевоймодели. Инициирующим событием, запускающиммеханизм вычисления физической экономииресурсов, является опрос приборов учетаресурса, выполняемый балансодержателемприбора. Затем выполняетсяпоследовательное обобщение данных по всемобъектам, входящим в проект, и после этогопроизводится вычисление экономии путемсравнения показания прибора и базовогоуровня потребления. Ответственнымисполнителем этого этапа является ГМП.Однако, если существует развитоепроцессинговое обслуживание города, томожно поручить эти операциипроцессинговому центру, оставив за ГМПфункции контроля качества выполнениярасчетов.

 

процедура и правила регистрации,хранения и доступа к акту о физическойэкономии ресурса (правила работы с базойданных проекта).

 

Процедуры вычисленияфинансовой экономии ресурсовустанавливаются постановлением мэра иявляются обязательными для исполнениявсеми организациями города, участвующими впроцессе предоставления услуг населению.Постановлением мэра утверждаются:

 

Процедуры вычисления финансовойэкономии

 

методика расчета финансовойэкономии. Методика должна содержать общиеположения о методах вычисления экономии,описание периодов проекта для которыхбудут установлены различные правилавычисления экономии и приведение этойэкономии к сопоставимому виду, описаниепрограммных средств (программных модулей),используемых для автоматизации расчетов;

 

группа мониторинга проекта (ГМП) -орган, отвечающий за мониторинг финансовойэкономии от реализации проекта и процедурывычисления финансовой экономии, которыебудет выполнять этот орган с заданнойпериодичностью;

 

процедура и правила регистрации,хранения и доступа к акту о финансовойэкономии ресурса (правила работы с базойданных проекта).

 

форма акта о финансовой экономиии процедура его контроля, согласования иутверждения;

 

Процедуры расчетаэкономии средств бюджета за счет снижениязатрат на содержание и ремонтвнутридомовых систем будут формироваться впроцессе подробного анализа методовпланирования, учета и калькулированиязатрат на обслуживание этих систем.

 

Процедуры вычисления финансовойэкономии подробно описаны в отчете,выпущенном ЦЭНЭФ по заданию ФРП.

 

По результатампредварительного обсуждения с участиемспециалистов жилищно-коммунальногохозяйства Череповца было принято, что вгороде будут реализованы три схемыаккумуляции – пропорциональнаяаккумуляция финансовой экономии средствбюджета, аккумуляция средств по схемамразницы платежей и тарифной надбавки.Причем схема пропорциональной аккумуляциибудет применена к муниципальным зданиям,схема разницы платежей – к зданиямтовариществ собственников жилья (ТСЖ),схема тарифной надбавки - ко всем жилымзданиям города.

 

Процедуры аккумуляциифинансовой экономии

 

департамент ЖКХ планируетрасходы бюджета на возмещение разницы втарифах по данным базового года проекта,расходы на возмещение льгот и субсидий.Отдельной строкой в плане расходов бюджетана дотации, субсидии и льготы указываютсяпланируемые расходы бюджета для базовогогода проекта по каждому зданию проекта;

 

Для каждой из схемдействует собственная процедурааккумуляции по каждому виду ресурсов изатрат, утвержденная постановлением мэра.Пример процедуры аккумуляции экономиифинансовых средств бюджета попропорциональной схеме приведен ниже:

 

департамент ЖКХ и ГМП наосновании данных исполнения бюджета покаждой из статей (дотации, субсидии и льготы)формирует прогноз исполнения бюджета поэтим статьям на текущий год проекта;

 

ГМП формирует базу данных,необходимых для расчета всех компонентоврасходов бюджета для каждого конкретногоздания проекта (по выборкам из базы данныхРасчетного информационного Центра (РИЦ);

 

на основании этих данных МП “Теплоэнергия”выставляет счет-фактуру за полезноотпущенное тепло, который содержит всенеобходимые приложения, позволяющиепроверить правильность начислений. Длягруппы зданий проекта (в соответствии сдоговором для группы зданий проекта врамках обслуживаемой организации)выставляется отдельный счет;

 

жилищно-эксплуатационноепредприятие передает в МП “Теплоэнергия”сведения о потреблении тепла за месяц, всоответствии с показаниями приборов учетапо каждому зданию проекта (по утвержденнойформе акта потребления);

 

РИЦ готовит документы для оплатысчетов населением. Для контроля качестваоплаты этих счетов по зданиям проекта РИЦготовит выборку по уровню оплаты счетовнаселением для каждого здания проекта. РИЦпредоставляет эти данные в ГМП проектакаждый текущий месяц;

 

счет проходит процедуру сверки,коррекции (если зафиксированы события,приводящие к нарушению договорных условийпо качеству предоставленных услуг) инаправляется в департамент ЖКХ для оплаты;

 

на основании прогноза исполнениябюджета ГМП готовит предложения опропорциональной аккумуляции и подает этипредложения в департамент ЖКХ. Актформируется для всего проекта в целом;

 

ГМП на основании всехвышеперечисленных сведений готовит акт офизической экономии тепла и акт офинансовой экономии средств бюджета постатье “Жилищно-коммунальное хозяйство.Дотации населению на возмещение разницы втарифах” для каждого здания проекта,каждой группы зданий;

 

департамент ЖКХ по представлениюГМП направляет средства бюджета по статье“Жилищно-коммунальное хозяйство. Дотациинаселению на возмещение разницы в тарифах”в адрес МП “Теплоэнергия” уменьшенные насумму экономии, умноженной на коэффициентисполнения бюджета;

 

департамент ЖКХ по представлениюГМП и на основании акта об экономии средствбюджета по статье “Жилищно-коммунальноехозяйство. Дотации населению на возмещениеразницы в тарифах” осуществляет переводсэкономленных средств, умноженных накоэффициент исполнения бюджета, на статью“Жилищно-коммунальное хозяйство. Энерго- иресурсосбережение”. Переведенные средстваучитываются в доходной части этой статьи;

 

контроль за расходованиемсредств осуществляет в рамкахсоответствующих процедур контроляфинансовых средств, установленныхзаконодательством;

 

в дополнение к постановлениюмэра города Череповца “Об организациифинансирования по обслуживанию субзаймаМБРР по Проекту передачи ведомственногожилищного фонда”, вводится в действиемеханизм расходования средств из статьи “ЖКХ.Энерго- и ресурсосбережение”.Устанавливается, что расходование средствиз этой статьи бюджета (в том числе и напогашение обязательств по обслуживаниюсубзайма МБРР) осуществляется пораспоряжению мэра города, на основаниипредставления департамента ЖКХ и ГМП ссоответствующим обоснованием расходов;

 

Так как в проекте EHDPучаствуют здания, управление которымиосуществляется товариществомсобственников жилья, объединенных в Союзсобственников жилья, для них предлагаетсяреализовать процедуры аккумуляциифинансовых средств разницы платежей.

 

процедуры реализуются для всехзданий, включенных в проект, за исключениемжилых зданий ТСЖ.

 

Вторая фаза проектабудет характерна тем, что бюджет не будетосуществлять платежей в адрес ТСЖ напокрытие разницы в тарифах, но экономиябудет образовываться как разница междуплатежами жителей, рассчитанными побазовому уровню теплопотребления, иплатежами в адрес МП “Теплоэнергия”,рассчитанными по показаниям приборов учетатепла. Распределение этой экономии междуТСЖ и бюджетом (на обслуживание долга покредиту МБРР) будет происходить по взаимнойдоговоренности сторон.

 

Процедура аккумуляциив этом случае будут близка к процедуреаккумуляции, описанной выше, с той лишьразницей, что на основании установленныхправил распределения экономии, ТСЖпроизводит платежи: в адрес МП “Теплоэнергия”(средства собранные с населения, средствабюджета на возмещение разницы в тарифах завычетом экономии этих средств, льгот исубсидий); в адрес Департамента ЖКХ на счетстатьи бюджета “Жилищно-коммунальноехозяйство. Энерго - и ресурсосбережение”части образующейся экономии (например, 70%).Остальные 30% средств от экономии тепла ТСЖоставляет в собственном распоряжении ииспользует их для материальногостимулирования рабочих и служащих,выполняющих работы по реализации проекта.

 

Заключение

 

Предполагается, чтоодновременно с первыми двумя схемамиаккумуляции будет действовать схемааккумуляции средств на погашение кредита,за счет установленной надбавки к тарифу насодержание и ремонт жилищного фонда постатьям “ремонт и обслуживаниевнутридомового инженерного оборудования”,“капитальный ремонт и реконструкциявнутридомового инженерного оборудования”.

 

Надеемся так же, чторазработанные процедуры будут полезны длядругих городов - участников проекта и могутбыть применены для успешного обслуживаниядолговых обязательств.

 

Разумеется, что в ходепоэтапной реализации этих процедур будутвыявлены скрытые рассогласованияинтересов, возникающие на различныхиерархических уровнях системы управленияжилищно-коммунальным хозяйством города.Однако, они, как правило, не носят характеранеустранимых противоречий.

 



 

Второе национальное сообщение Ук. Новая страница 1. 22 мая 2006 11. Новая страница 1. Новая страница 1.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0097