Главная >  Потенциал энергии 

 

Содержание. Последние несколько десятилетий ознаменовались целым рядом событий, имеющих очень существенное значение для всей мировой энергетической политики, это в первую очередь: обвал цен на нефть в 1986 году; все более усугубляющиеся проблемы загрязнения окружающей среды, повлекшие подписание Киотского соглашения, усложнившего требования для индустриально развитых стран; чернобыльская авария; научно-технический прогресс позволивший достигнуть прорыва в развитии технологий по разработке новых месторождений и добыче сырья, а также снижение затрат и повышение эффективности производства энергии и сырья.

 

М. Е. Богучарский

 

Для современной европейской экономики характерен устойчивый рост потребления энергии, которая производится в основном из ископаемых видов топлива (нефть, уголь и природный газ). Именно они обеспечивают 4/5 общеевропейского энергопотребления, причем почти 2/3 их сегодня импортируются. Только транспортируемый из России природный газ обеспечивает примерно 20% потребления энергии в Европе. И если до 2030 года не будут предприняты радикальные меры по изменению сложившихся тенденций, то доля ископаемых видов топлива в общеевропейском энергопотреблении существенно возрастет.

 

В настоящее время ситуация, связанная с обеспечением энергией, остается стабильной, а эволюция рынков и техники приобретает новые очертания. Нефть остается самым востребованным сырьем, несмотря на устойчиво высокие цены на нее на мировых рынках. В странах Европы в целом снизился интерес к ядерной энергии, в то же время заметно увеличился интерес к разного рода возобновляемой или, как ее еще называют, «чистой» энергии. Исследования, проведенные в этой области, дали значительные результаты и позволили снизить издержки на производство такого вида энергии.

 

Однако было бы неправильно считать, что вопрос надежного энергообеспечения европейских потребителей сводится лишь к решению проблемы сокращения импортной зависимости и роста объемов добычи энергоресурсов в пределах ЕС. Повышение надежности энергоснабжения требует разработки и реализации широкого спектра политических инициатив, направленных на диверсификацию источников поставок энергии и технологий ее производства, не игнорируя при этом геополитический контекст и связанные с ним проблемы.

 

В 2000 г. 15 стран ЕС импортировали 49% потребляемой энергии. Предполагается, что к 2020 г. эта доля увеличится до 62%. Если бы ЕС расширился до 30 членов, зависимость от такого рода импорта была бы меньше, на уровне 36%. Зеленая книга ЕС по энергетике за 2000 г. прогнозирует увеличение этой цифры к 2020 г. до 51%. Возможные альтернативные источники расширения импорта включают страны Персидского залива, Центральной Азии и в особенности Россию.

 

Среди многочисленных аспектов формирования и реализации энергетической политики наибольшее внимание экспертов привлекает целый ряд проблем. Во-первых, фискальные вопросы, в особенности проблемы трансформации дополнительных издержек, вызванных внешними причинами, во внутренние издержки производства с целью создания равных условий для развития и применения различных источников энергии. Во-вторых, рыночные проблемы, характеризующиеся призывами к тщательному и подробному мониторингу рыночных процессов, к расширению практики долгосрочного планирования в частном секторе и к созданию механизмов, корректирующих рыночную стихию. И, в-третьих, технологические вопросы, в том числе вопросы коммерциализации экологически привлекательных, однако первоначально нерентабельных технологий.

 

«Зеленая книга - Европейская стратегия безопасности обеспечения энергией», на сегодняшний день является наиболее комплексным документом, показывающим современное положение в европейской энергетике и ставящим цели дипломатии ЕС вплоть до 2020-2030 гг.

 

В области транспорта (на долю которого приходится 32% общеевропейского потребления энергии и 28% выбросов углекислого газа) усилия по сокращению энергопотребления играют ключевую роль. Ощутимый вклад в достижение этой цели позволят внести рекомендации Белой книги ЕС в области транспортной политики (Transport Policy White Paper). Среди них возрождение былого величия железнодорожного транспорта, инвестирование в развитие трансевропейских транспортных сетей и коридоров, гармонизация налогов на топливо для участников рынка промышленной продукции. Эти предложения гармонично дополняют проект Директивы ЕС о введении платы за пользование транспортной инфраструктурой, который предусматривает, что к 2004 году цены на услуги различных видов транспорта должны адекватно отражать их полную стоимость с точки зрения общества в целом (то есть с учетом расходов на защиту окружающей среды, восстановление и развитие транспортной инфраструктуры и пр.).

 

Зеленая книга предлагает четкую стратегию управления спросом на энергию в европейских странах. Основной посыл данной стратегии заключается в том, что Европейский Союз располагает весьма ограниченными возможностями маневра в сфере энергообеспечения, в первую очередь, вследствие недостаточных объемов ресурсов, а в ряде случаев (если, к примеру, речь об угле) - их низкой конкурентоспособностью. Поэтому, по мнению автора, Европейскому Союзу целесообразно сконцентрироваться на управлении спросом, в отличие от США, которые согласно своему плану энергообеспечения, анонсированному в мае 2002 года, стремятся удовлетворить спрос на энергоносители путем постоянного форсирования поставок первичных энергоносителей.

 

Структура поставок природного газа в ЕС в настоящее время выглядит достаточно сбалансировано, ни одной из стран-поставщиков не принадлежит более трети рынка. Однако, если спроецировать данные за 2001 год на сценарии расширения ЕС до 25, а впоследствии и до 30 участников, ситуация меняется: доля России увеличивается с 31% до 41%. Подобная ситуация вряд ли устроит лидеров ЕС, они будут стараться каким-то образом компенсировать рост российской доли, который сегодня представляется абсолютно неизбежным. При этом запасы природного газа основных европейских поставщиков или достаточно истощены, или несопоставимы с запасами российского газа. Например, запасов африканского газа при нынешних темпах отбора хватит более, чем на 50 лет, но их объем в несколько раз меньше российских запасов (подробнее см. Запасы нынешних и потенциальных поставщиков газа в Европу ).

 

Широкую дискуссию среди европейских специалистов вызвали содержащиеся в Зеленой книге предложения относительно нового подхода к проблеме запасов нефти. Суть предложения по формированию стратегических резервов нефти сводится к гармонизации действий стран-членов Европейского Союза в период возможных топливных кризисов. Здесь уместно напомнить, что уже в 2004 году Евросоюз в своем расширенном варианте будет потреблять более 20% добываемой во всем мире нефти. В результате геополитическая неопределенность в сочетании с непостоянством цен на нефть породила необходимость совершенствовать организацию накопления запасов нефти и координацию их использования. Аналогичная дискуссия сейчас ведется и в отношении стратегических запасов природного газа.

 

Как один из путей достижения энергетической безопасности Зеленая книга предлагает либерализацию национальных рынков энергии. Важно гарантировать, чтобы рынок распределения топлива оставался открытым для новых операторов, особенно независимых. Либерализация газового сектора откроет новые возможности поставок из стран-претендентов, которые большую часть газа получают из России.

 

Таким образом, ЕС на перспективу необходимо искать нового поставщика газа. Среди них особое место занимает Иран, который по запасам газа лишь немного уступает России.

 

Интеграция рынков энергии способствует надежности энергоснабжения, но при общем положительном эффекте требует дополнительных мер по стабилизации. По оценкам некоторых экспертов, вследствие либерализации внутреннего рынка потребление может возрасти приблизительно на 20 %. Другой фактор риска возникает вследствие возможности предпочтения какого-то одного источника энергии, например, природного газа. Поэтому после формирования единого открытого рынка следует, по мнению автора, принять меры, чтобы инвесторы не стремились к срочному возврату инвестиций в ущерб вложениям в отрасли, которые являются капиталоемкими (уголь, ядерная энергия и т.д.) или не обеспечивают возврат инвестиций в ближайшей перспективе (как, например, возобновляемые источники энергии).

 

В долгосрочной перспективе либерализация в масштабе континента (с учетом интересов сторон) поможет усилить взаимодействие со странами, не входящими в ЕС (Россия, Украина, страны Каспийского и Средиземноморского побережья). На Саммите «Россия – Европейский Союз», проведенном в Париже 30 октября 2000 г., было принято заявление о партнерстве в области энергетики. Со стороны России было заявлено, что работа будет вестись в направлении долгосрочного обеспечения энергетической безопасности и особое внимание будет уделено балансу цен, поскольку сильные ценовые колебания в долгосрочной перспективе не выгодны ни одной из сторон. Продолжительный рост цен на энергоносители, который наблюдался на протяжении нескольких последних лет, опасен экономической стагнацией промышленно развитых стран и, как следствие, глобальным экономическим кризисом.

 

Со своей стороны, Европейский Союз готов мобилизовать усилия, чтобы облегчить европейские инвестиции в транспортировку и производство энергии (нефть, природный газ и электричество).

 

Одной из первоочередных целей ЕС в вопросах энергетической безопасности должно стать продолжение установившегося диалога со странами-производителями. Такой диалог должен облегчить заключение соглашений и использовать резервные запасы энергоносителей для взаимной выгоды. Это должно привести к большей прозрачности рынка и обеспечить устойчивые цены. Данный диалог должен также учитывать все наиболее значимые для сторон вопросы и, в особенности, защиту окружающей среды.

 

Значительное внимание в Зеленой книге уделено экологическим рискам, вызванным энергетикой: вероятность аварий на атомных электростанциях, разливы нефти, утечки метана и другие аварии на предприятиях топливной энергетики, а также эмиссии вредных веществ. Кроме того, особое внимание следует уделить мерам, связанным с предотвращением глобального потепления.

 

Для обеспечения энергетической безопасности недостаточно гарантировать устойчивую покупку энергоносителей по разумным ценам и на долгосрочной основе. Необходимо еще иметь транспортную сеть для доставки энергии с соответствующими гарантиями безопасности. Путь, по которому поступает энергия, имеет фундаментальное значение для надежного энергоснабжения. Например, Европейский Союз импортирует 90% нефти морским путем. Следовательно, помимо совершенствования правил и инструкций, касающихся морских перевозок, следует пересмотреть баланс транспорта энергии, смещая акцент на нефтепроводы.

 

Европейский Союз не сможет выполнить принятые обязательства по Киотскому протоколу, если не будут предприняты шаги по снижению спроса на энергию. В то же время эти меры должны приниматься в сочетании с мерами по снижению зависимости от энергетического импорта. Налогообложение, государственная поддержка и регулирование спроса – основные меры для решения этих вопросов.

 

Изменение климата является важнейшей причиной, которая вынуждает ЕС выбирать стратегию сокращения потребления энергии, искать разумный баланс между экономическим развитием и охраной окружающей среды. Энергетическая политика играет ключевую роль в выполнении Киотского протокола, в соответствии с обязательствами по которому Европа должна снизить выбросы парниковых газов на 8% в период с 1990 по 2010 гг. Европа вносит только 14 % в полную ежегодную эмиссию CO2, что гораздо меньше, чем эмиссия Азии (25 %) и Северной Америки (29 %). Киотский протокол, возможно, станет лишь первым шагом к сокращению эмиссии парниковых газов. В будущей структуре энергетической политики необходимо учесть соответствующие долгосрочные цели, которые будут способствовать устойчивому развитию стран Европейского Союза.

 

Проблема изменения климата и растущая интеграция Европейского энергетического рынка побуждают Европейский Союз принять меры по улучшению управления спросом. Одним из весьма эффективных способов решения этой проблемы являются серьезные усилия по продвижению возобновляемых источников энергии.

 

Очевидно, что рост энергопотребления приведет к росту эмиссии СО Если сегодняшние тенденции сохранятся и не будет предпринято решительных мер, к 2010 г. эмиссии ЕС возрастут на 5% по сравнению с 1990 г., базовым годом по Киотскому протоколу. В транспортном секторе к 2010 г. эмиссии СО2 возрастут на 40 % по сравнению с уровнем 1990 г. Поэтому наибольшие усилия для снижения эмиссий должны быть сделаны именно в этом секторе.

 

В этой связи в центре внимания европейской общественности остаются проблемы ядерной энергии. Беспокойство по поводу глобального потепления изменило былое отношение к ограничениям в энергоснабжении ЕС и, в первую очередь, к ядерной энергетике. Особенно важным для дальнейшей судьбы ядерной энергетики стал тот факт, что ее использование (совместно с возобновляемыми источниками) для производства электроэнергии, а также внедрение энергосберегающих технологий открывают широкие возможности для снижения выбросов парниковых газов, образующихся в результате сжигания ископаемых видов топлива. В результате, сокращение эмиссии парниковых газов может превысить объем, эквивалентный 300 млн. т углекислого газа в год, что составляет примерно половину объема выбросов транспортных средств на дорогах Европейского Союза. В рамках Европейской программы предотвращения изменения климата (European Climate Change Programme) Еврокомиссия уже разработала комплекс мероприятий, выполнение которых может снизить выбросы парниковых газов на 122-178 млн.т, в пересчете на углекислый газ.

 

В Зеленой Книге проанализированы основные методы получения электроэнергии с использованием в качестве энергоисточников угля, природного газа, нефти, ядерного топлива и возобновляемых источников энергии (ВИЭ). Показано, что поддержку должно получить развитие альтернативной энергетики на базе ВИЭ (до 20% от общего энергобаланса) и применение природного газа для генерации электроэнергии. Доли угольных и атомных электростанций должны снизиться. При этом особо отмечены успехи ядерной энергетики, которая обеспечила устойчивое положение Европейской энергетики в периоды нефтяных кризисов. Однако, развитие атомной энергетики с точки зрения безопасности энергоснабжения не является совершенным вариантом, на котором можно строить долговременную стратегию развития.

 

Следует отметить, что вопросы безопасности функционирования ядерной энергетики в последнее время стали рассматриваться в Европе в качестве обязательной темы межгосударственных переговоров. В частности, Европейская Комиссия настояла на том, чтобы страны - кандидаты на вступление в ЕС, эксплуатирующие ядерные реакторы некоторых устаревших типов, которые не подлежат модернизации за приемлемую цену, взяли на себя обязательство скорейшего вывода их из эксплуатации в соответствии с четким графиком. Еврокомиссия считает, что эти обязательства следует рассматривать в качестве необходимого предварительного условия вступления в ЕС. Начиная с 1999 года, Европейская Комиссия уже мобилизовала значительные средства для проведения работ по выводу из эксплуатации таких реакторов в трех нуждающихся в этом странах-кандидатах. В качестве очередного шага в данном направлении Еврокомиссия намерена разработать общие для всех стран-членов нормы и правила, а также механизмы контроля и мониторинга ядерной энергетики. Помимо этого, ЕС намеревается установить для всех своих членов окончательные сроки ввода в эксплуатацию более эффективных по сравнению с существующими системами хранения радиоактивных отходов.

 

По заявлениям чиновников ЕС, решения о введении моратория и даже о поэтапной ликвидации ядерной энергетики, принятые некоторыми странами-членами Европейского Союза, не окажут влияния на способность этого объединения выполнить свои обязательства, вытекающие из Киотского протокола, поскольку, в соответствии с существующими планами, последствия этих решений начнут проявляться только после 2012 года. Однако тотальный отказ от ядерной энергетики в средне- и долгосрочной перспективе означает, что 35% электроэнергии должно будет производиться на основе возобновляемых и традиционных энергоресурсов, что в принципе нереально. Поэтому спектр возможных вариантов надежного энергообеспечения стран-членов ЕС в будущем должен быть максимально широким и не ограничиваться даже предубеждениями в отношении возможного нарушения суверенитета некоторых членов Европейского Союза. Кроме того, вариант развития ядерной энергетики остается открытым для тех стран-членов ЕС, которые не приняли по данному вопросу окончательного решения. Тем более, что сегодня изменение отношения к этой сфере энергетики происходит не только в Европе, но и в Японии, США, Канаде и других странах мира.

 

В целом, будущее энергетики ЕС, по мнению экспертов, основывается на широком видении проблем соотношения спроса и предложения энергии, усилении роли органов государственного управления, в том числе и на уровне Европейского Союза, а также на сотрудничестве, кооперации и координации усилий стран-членов ЕС в деле повышения эффективности реализации энергетической политики и программ развития энергетики. Такое будущее предполагает взаимодействие в области энергетики, охраны окружающей среды, транспорта, сельского хозяйства стран-членов расширенного Евросоюза и его партнеров (как потребителей, так и производителей энергии) в глобальном масштабе. По мнению всех экспертов, сценарии будущего развития, коммерческие договоренности, дипломатические отношения, экологическое просвещение населения - все это должно быть нацелено на обеспечение долгосрочного, эффективного, надежного и устойчивого энергоснабжения Европы.

 

Текущие энергопотребности ЕС покрываются на 41% за счет нефти, 22% - газа , 16 % - угля, 15% - атомной энергетики и 6% за счет ВИЭ. При сохранении нынешних тенденций, в 2030 году ископаемые виды топлива по-прежнему будут доминировать на энергетическом рынке: 38% - нефть, 29% -газ, 19% - твердое топливо, 8% - ВИЭ и 6% - атомная энергетика.

 

Учитывая взаимную важность энергетического сотрудничества для России и ЕС, стоит остановиться на наиболее важных проблемах двусторонних взаимоотношений, поставленных в Зеленой книге.

 

* * *

 

ЕС явно озабочен вопросами стабильности долгосрочных поставок энергоносителей в страны ЕС. Целью ЕС является достижение соглашения с Россией по ряду реалистичных и взаимовыгодных обязательств, что будет способствовать сотрудничеству между ЕС и Россией в области энергетики. ЕС, кроме того, стремится определить конкретные шаги для быстрейшего улучшения инвестиционного климата и продвижения поддержанных Европейским Союзом инициатив в энергетический сектор России. Для энергообеспечения ЕС особую значимость приобретает надежность и безопасность поставок российских энергоресурсов. Однако это потребует со стороны ЕС обеспечения адекватного притока инвестиций, технологий и управленческого опыта в Россию, а также беспрепятственный транзит через территорию Европы. Маловероятно, чтобы Европейский Союз или Россия оказались в односторонней зависимости от своего партнера. Пока что существует взаимная зависимость между ЕС и РФ и весьма вероятно, что она сохранится в течение следующих десятилетий. Россия представляет собой очень крупного поставщика энергетических продуктов в ЕС, которого невозможно заменить за один день. ЕС же является очень важным рынком для России, который также невозможно заменить за один день.

 

Энергетическая безопасность ЕС и стратегическая роль России в обеспечении энергией стран Евросоюза

 

Одним из самых важных моментов для ЕС является то, что России необходимо провести экономические реформы в энергетическом секторе. Через программы сотрудничества, Европейский Союз готов поддержать Россию в дальнейшем развитии основных рыночных принципов в энергетическом секторе по таким направлениям, как, например, энергосберегающая политика, содействие инвестициям и их защита, право доступа к энергетической транспортной инфраструктуре, независимость операторов транспортных сетей от производителя — естественной монополии, секторное регулирование, реформирование монополий и реформа тарифной политики.

 

Политика поощрения инвестиций в энергетическом секторе

 

Обеспечение наиболее выгодного транзита

 

Согласно энергетической стратегии России на 2000-2020 гг. для обновления стареющих основных фондов и сохранения запланированного 4-5%-ного годового роста экономики потребуются инвестиции порядка 450-600 млрд. евро. Из этой суммы примерно 150 млрд. евро потребуются до 2010 г. (из них 30% составляют иностранные инвестиции). России же необходимо повысить предсказуемость и прозрачность условий ведения бизнеса и привлечения инвестиций.

 

Это, в свою очередь, приведет к повышению надежности и безопасности трансграничного энергоснабжения на формирующемся энергетическом рынке Евразии, удешевлению заемного финансирования, повышению инвестиционной привлекательности проектов по добыче и транспортировке энергоресурсов, росту их конкурентоспособности у потребителя.

 

Обеспечить наиболее выгодный транзит энергоресурсов, установить четкий набор единых многосторонних международно-правовых правил по вопросам транзита энергоресурсов, тем самым снижая уровень политического риска, связанного, в частности, с нефтегазовыми проектами, требующими транзита на территории Евразии.

 

Развитие новых форм долгосрочных отношений в сфере поставок энергоносителей.

 

Для транзитных поставок российского газа по территории ЕС должен быть предоставлен режим не менее благоприятный, чем лучший из трех режимов по российской терминологии — транзита, экспорта/импорта внутренней транспортировки, поскольку все они, по законодательству ЕС являются свободным перемещением товаров . И при этом, эталонным для транзита будет являться лучший режим из всех видов транспортировки на всей расширяющейся территории ЕС, то есть на территории любой из стран этого расширяющегося пространства. В то же время для транзитных поставок любого зарубежного газа по российской территории аналогичное требование выполняться не должно: транзитному газу должен быть предоставлен режим не хуже режима российского экспорта или импорта. Таким образом, зона определения параметров недискриминации российского газа на территории ЕС будет намного шире, чем зона определения параметров недискриминации любого зарубежного газа на территории России.

 

Возможность для дальнейшего взаимного полного открытия энергетических рынков.

 

Новые формы и методы торговли — разовые прямые сделки, краткосрочные контракты, биржевые сделки, электронная торговля — имеют право на существование. Этому способствует также расширение и интеграция инфраструктуры региона. Тем не менее разовые и краткосрочные сделки могут представлять собой лишь своего рода надстройку, тогда как фундаментом международной торговли в Европе должны остаться долгосрочные контракты. Уже достигнута договоренность с Европейской комиссией о том, что при заключении новых контрактов на экспорт газа из России в страны-члены ЕС будут учитываться законы Евросоюза о конкуренции.

 

Директивы ЕС, направленные одновременно на либерализацию и создание единого общеевропейского рынка (1996 год - электроэнергетика, 1998-й - газ), запустили процессы, которые на десятилетия вперед будут влиять на условия поставок энергоносителей. За разделением счетов по видам деятельности следует организационное разделение компаний, являющихся одновременно крупными газотранспортными и газосбытовыми, на два самостоятельных типа компаний.

 

Европейские рынки электроэнергии и газа переживают реформы, которые сначала назывались дерегулированием, а теперь - либерализацией. До недавнего времени в таких странах, как Франция и Италия, доминировали национальные монополии, защищенные государством. В Германии, где действует строгое антимонопольное законодательство, ключевые позиции занимали несколько крупнейших компаний. Подобная структура газовой отрасли была связана с тем, что ее развитие на протяжении последних 30 лет (активное использование газа в Европе началось в 70-е) происходило при непосредственном участии государства. Газ поступал преимущественно из внешних источников на основании межправительственных соглашений. Мощная инфраструктура доставки и потребления газа создавалась с помощью всевозможных преференций, в результате в данной сфере действовали экономические механизмы, от которых давно отказались в других отраслях.

 

Сотрудничество в области сокращения выбросов парниковых газов

 

Прежний баланс интересов между поставщиками и потребителями базировался на том, что производитель газа имел гарантированный многолетний сбыт и мог рассчитывать на окупаемость инвестиций. Ценовой риск у поставщика оставался, поскольку газовые цены привязаны к нефтяной корзине, что не позволяет давать четких прогнозов. Но зато поставщику не приходилось думать о розничном сбыте. Теперь газотранспортные компании ожидает трудный период адаптации, сократится число посредников.

 

Таким образом, взаимозависимость и взаимодополняемость России и ЕС в энергетической сфере носит естественный и долгосрочный характер и свидетельствует о возможности расширения широкомасштабного взаимовыгодного сотрудничества, которое можно охарактеризовать как взаимовыгодное стратегическое партнерство, построенное на принципах равноправия и паритета интересов.

 

Усилия международного сообщества, направленные на снижение выбросов парниковых газов, открывают особые возможности в области энергосбережения и рационального использования энергетических ресурсов. Киотские механизмы, в частности, торговля квотами на выбросы и совместное выполнение, открывают беспрецедентные возможности для финансирования проектов, которые одновременно оказывают благотворное воздействие на окружающую среду, предлагают экономически эффективные решения и способствуют экономическому и техническому развитию.

 

Рассматривая особенности механизмов энергетической дипломатии ЕС, необходимо отметить, что в Зеленой книге, которая, как уже подчеркивалось, на сегодняшний день является основным документом ЕС в области энергетической политики, говорится, что «ЕС располагает многими инструментами, с помощью которых можно прямо или косвенно воздействовать на общую энергетическую политику Евросоюза». Там же подчеркивается важная роль руководящих органов ЕС в предотвращении неблагоприятных для общих интересов и целей последствий противоречивой энергетической политики отдельных стран – членов ЕС. Исходя из общих интересов и целей Союза, ЕС стремится к более тесному сближению и интеграции политики, проводимой на национальных уровнях, и общей энергетической политики Евросоюза. В процессе разработки и принятия решений в области энергетической политики принимают участие практически все руководящие органы ЕС, однако главную роль играет Еврокомиссия, один из членов которой непосредственно отвечает за выработку общей энергетической политики ЕС.

 

* * *

 

 

Разработка и осуществление внешней энергетической политики ЕС тесно связаны с общей внешнеполитической линией ЕС. Стоит отметить, что у целого ряда государств - членов ЕС, в частности, у Великобритании, Франции, Италии, Германии отлажена самостоятельная внешняя энергетическая политика, приняты соответствующие энергетические доктрины. Однако необходимо отметить, что к настоящему времени сложилась общая внешняя энергетическая политика ЕС. Разработаны комплексы внешнеполитических и внешнеэкономических мер, а также программы сотрудничества в области энергетики со многими зарубежными странами, имеющими отношение к энергетическим интересам ЕС. С ними осуществляются регулярные политические контакты с целью поддержания политического диалога. Достаточное развитие получили и институты ЕС, в прямые обязанности которых входит поддержание таких контактов и проведение в жизнь энергетической политики ЕС.

 



 

Новая страница 1. Энергоснабжение в Японии. КОНТАР – технология эффективного. Україна вчитиметься економити ен. Академик Кухарь.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0246