Главная >  Потенциал энергии 

 

Биоэтанол - перспективы рынка би. Обычный топливный этанол представляет собой высокооктановый спирт, получаемый путем ферментации сахара, который, в свою очередь, получают из крахмала зерновых, например, кукурузы или пшеницы. Биоэтанол получают ферментацией сахаров, добываемых из растительного волокна из возобновляемых источников сырья – таких, как древесина или солома. При сгорании этанола из растительного волокна выделяется в 10 раз меньше углекислого газа, чем при сгорании бензина (а углекислый газ – одна из причин парникового эффекта и глобального потепления). В США, Швеции и Бразилии этанол уже добавляют к бензину, чтобы уменьшить выделение углекислого газа. Биоэтанол считается более экономичным и устойчивым компонентом этой смеси.

 

Мировые тенденции

 

Топливная промышленность представляет собой крупнейший рынок для химических веществ, получаемых путем ферментации: ее доля составляет приблизительно 82% объема и 36% оборота рынка продуктов ферментации. До последнего времени спрос на топливный этанол определялся скорее политическими соображениями, а именно – попытками ограничить выброс углекислого газа в атмосферу. Однако резки рост цен на нефть и газ, а так же смещение спроса на углеводороды в азиатские страны (прежде всего Китай) создает вполне реальные экономические основания для широкого применения биоэтанола.

 

Основные трудности в производстве биоэтанола – расщепление белков лигнина и высокая стоимость ферментов, связанных с производственным процессом. Но в этой сфере уже наметились перемены к лучшему. Так, Cargill Dow использует фермент целлобиогидролазу для расщепления целлюлозного сырья.

 

Своими сегодняшними успехами производители топливного этанола в большой степени обязаны государственным льготам, выражающимся в отсрочке налога. Genencor и Novozymes в сотрудничестве с Министерством энергетики США разрабатывают ферменты для производства биоэтанола. Увеличение потребления биоэтанола имеет целью снизить зависимость от горючих полезных ископаемых и перейти на дешевое топливо из сельскохозяйственных отходов, что позволит поддержать фермеров.

 

Соображения в пользу топливного этанола таковы: его применение обеспечит устойчивое развитие, надежность поставок, положительное влияние на сельские районы и сельскохозяйственную политику в целом.

 

По прогнозам, в 2004 году производство топливного этанола путем ферментации возрастет в США на 7,7% и достигнет объема в 6 миллиардов килограммов. За этот же период оборот рынка возрастет на 8,2% и достигнет 2,4 миллиардов долларов США, поскольку цены на промышленный этанол постепенно нормализуются. Большая часть промышленного этанола потребляется в качество добавок к топливу. Поэтому на общий спрос влияет топливная политика США – в частности, экологические требования, а также налоговые законы – и федеральные, и отдельных штатов. Нестабильность в мировом производстве бензина и растущий спрос на биомассу как сырье для ферментации тоже играют свою роль в распространении топливного этанола – равно как и развитие других рынков, в частности, пищевого и фармацевтического.

 

Рынок США

 

Весьма вероятно, что потребление этанола возрастает благодаря налоговым льготам. Так, федеральная льготная цена 54 цента за галлон существенно повысила спрос на топливный этанол. Эта льгота продлена до 2007 года, причем в 2005-2007 гг. цена будет снижена до 51 цента за галлон; все попытки сбить цену или добиться отмены льготы терпят крах. В ряде штатов – крупнейших производителей этанола – действуют и другие налоговые льготы.

 

Этанол получают либо синтетическим путем, либо ферментацией; однако спрос на синтетический продукт в США невелик. Большая часть этанола, получаемого ферментацией, производится из сухого молотого зерна – в США это обычно кукуруза, но используется также сахарная свекла и сахарный тростник. Это сырье заливают водным раствором альфа-амилазы и нагревают, в результате чего получается сжиженный крахмал. Глюкоамилаза превращает этот крахмал в сахар, служащий субстратом для ферментации, после чего к нему добавляют дрожжи. Затем полученную смесь перегоняют, обезвоживают и получают чистый спирт. Спирт, предназначенный для топливных целей, денатурируют, делая его непригодным для употребления в пищу.

 

Несмотря на благоприятные прогнозы, рынок топливного этанола в США все же подстерегают определенные опасности. Если налоговые льготы будут отменены, производство пострадает. У топлива с добавками этанола повышается давление пара, увеличивается выброс летучих органических соединений, что затрудняет его применение в жаркую погоду; кроме того, при использовании топливного этанола происходит загрязнение воздуха уксусным альдегидом. Следует добавить, что из-за чувствительности этанола к воде его нельзя транспортировать по трубопроводам; приходится доставлять его водным, автомобильным или железнодорожным транспортом, что повышает расходы на перевозку.

 

Еще один стимул к производству и потреблению промышленного этанола – появление сравнительно дешевого сырья – жом сахарной свеклы и тростника, кукурузные очистки, щепа и прочие растительные отходы.

 

Промышленный этанол в США производится усилиями более 40 компаний на почти 60 заводах, общий выход продукции которых составляет 2 миллиарда галлонов в год (почти 8 миллиардов литров). В 1999 году пять крупнейших производителей контролировали две трети общего производства спирта в США. Лидирующее положение среди них занимает компания Archer-Daniels-Midland; за ней следуют Williams Bio-Energy, Minnesota Corn Processors, Midwest Grain Products и Cargill.

 

Прочие области применения промышленного этанола давно сложились и не предполагают особого подъема на рынке. В отличие от топливного этанола, другие промышленные продукты из этанола вынуждены пробивать себе дорогу на рынок без финансовой и законодательной поддержки.

 

Недавно компания Shell Oil Products объявила о покупке акций Iogen Energy Corporation, мирового лидера в технологии производства биоэтанола, на сумму 29 миллионов долларов. Сейчас компания Iogen строит в Канаде первый в мире крупный завод по производству этанола из биомассы.

 

Цены на этанол в США колеблются в пределах 1-1,2 доллара за галлон. 41% производственных мощностей принадлежит компании Archer-Daniels-Midland. В минувшем году США импортировали из стран Карибского бассейна этанол на сумму 50 млн. долларов, что составило около 2% общего потребления. Тариф 54 цента за галлон препятствует импорту из большинства стран; однако этот тариф не распространяется на импорт из Сальвадора, Ямайки и Коста-Рики.

 

1989

 

Потребление этанола, полученного путем ферментации (млн. кг), 1989-2009 гг. Вид продукции

 

1999

 

1994

 

2009 Потребление бензина (млн. л)

 

2004

 

441,0

 

425,1

 

528,8

 

486,0

 

5,27

 

570,8 Содержание этанола, полученного путем ферментации, кг /

 

8,63

 

8,51

 

18,22

 

11,50

 

2547,0

 

Общее потребление этанола

 

4658,5

 

4252,5

 

10909,1 % этанола, получаемого путем ферментации

 

6441,1

 

87,6

 

87,5

 

94,3

 

90

 

Потребление этанола

 

95,2

 

3726,3

 

2229,4

 

6071,4

 

4191,3

 

1993,6

 

10382,9 Топливо

 

3876,0

 

3454,2

 

9970,1 Пищевые продукты и напитки

 

5710,8

 

136,1

 

117,9

 

179,2

 

157,9

 

117,9

 

204,1 Прочее

 

157,4

 

136,1

 

208,7

 

181,4

 

0,4409

 

$/кг

 

0,3748

 

0,4189

 

0,4189

 

0,3968

 

963

 

Потребление этанола (млн. долл.)

 

1610

 

1550

 

4380

 

2390

 

34,3

 

% этанола

 

42,3

 

42,8

 

51,2 Потребление химических веществ, получаемых путем ферментации (млн. долл.)

 

44,4

 

3620

 

2805

 

5380

 

3810

 

“ADM Used European Wine for Ethanol-Government Subsidies Pave the Trail From to to US”, The Wall Street Journal,

 

8550

 

 

“Shell Invests in Green Fuel Technology”, Business Wire, .

 



 

Дымные шлейфы над Крещатиком. 100 лет теплофикации и централиз. Чистый воздух. Автоматическое регулирование систем отопления. БУДУЩЕЕ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ В ГЕРМ.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0181