Главная >  Потенциал энергии 

 

Программа до 2010 года. утверждена Указом Президента Республики Беларусь №399 от 25.08.200 Она представляет собой развёрнутый план действий на ближайшую

 

энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006–2010 годах

 

«ЭиМ» предлагает краткое изложение её содержания.

 

пятилетку, содержит 9 глав и приложение. Программа затрагивает интересы широкого круга читателей (не только работающих сфере ТЭК).

 

Базовые документы для разработки Программы:

 

Основная цель Государственной программы — определение мероприятий, сроков их реализации и требуемых инвестиций, позволяющих обеспечить энергетическую безопасность страны, положительную динамику обновления основных фондов, надёжное и эффективное энергоснабжение отраслей экономики и населения при соблюдении экологических требований.

 

· Целевая программа обеспечения в республике не менее 25% объёма производства электрической и тепловой энергии за счет использования местных видов топлива и альтернативных источников энергии на период до 2012 г., утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2004 №1680;

 

· Основные направления энергетической политики Республики Беларусь на 2001-2005 гг. и на период до 2015 г., утверждённые постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.10.2000 №1667;

 

Базовые принципы разработки Программы:

 

· проект Концепции энергетической безопасности Республики Беларусь.

 

· государственное регулирование тарифов на электрическую энергию (ЭЭ) и тепловую энергию (ТЭ) и цен на топливо;

 

· централизованное управление всеми стадиями процесса производства, транспортировки и потребления энергоносителей;

 

· постепенная диверсификация поставщиков различных видов топлива в республику;

 

· сбалансированная модернизация и развитие генерирующих источников, электрических и тепловых сетей БЭС;

 

Конкретные мероприятия по областям и отдельным объектам, а также источникам финансирования отражены в Прриложении «План строительства и модернизации основных фондов Белорусского государственного энергетического концерна на 2006-2012 гг.».

 

Срок реализации Программы — 2006-2010 гг.

 

Прогнозируемые результаты к 2010 г.:

 

Реализация Государственной программы позволит повысить уровень энергетической безопасности Республики Беларусь и надёжность работы БЭС в целом; увеличить количество рабочих мест и налоговые отчисления в республиканский и местные бюджеты; увеличить объём производства и потребления местных видов ТЭР к 2010 г. до уровня 6,17 млн. т у.т.

 

· получение суммарной экономии топлива (тыс. т у.т.) по БЭС — 900 (генерирующие источники — 751,5; электрические сети — 99,3; тепловые сети — 29,7; прочие — 19, ;

 

· снижение энергоёмкости ВВП не менее 25% к уровню 2005 г.;

 

· увеличение использования местных, НВИЭ до 22,7% от общей потребности в котельно-печном топливе.

 

· обновление основных производственных фондов в целом по БЭС с 60,7 до 45,8 %;

 

Прогнозная потребность ТЭР 2010 г. определена в 36,8 млн. т у.т. при ВВП 16,1 трлн. рублей.

 

Общий предполагаемый объём финансирования составит (млн. USD) 5167,5, в том числе на модернизацию и развитие объектов БЭС — 2567,5 (генерирующие источники — 1068,4; электрические сети — 869,1; тепловые сети — 450; прочие — 18 . На энергосберегающие мероприятия в иных отраслях экономики — 1852,2 (в том числе электрогенерирующее оборудование — 229, ; местные виды ТЭР — 747,8.

 

Основное направление модернизации действующих генерирующих источников ориентировано на внедрение высокоэффективных парогазовых технологий путём газовой надстройки на действующих паросиловых энергоблоках, а также модернизация проточной части турбин, замена отработавших свой срок турбоагрегатов на аналогичные новые с улучшенными технико-экономическими характеристиками, внедрение АСУ энергообъектами, установка паровых и газовых турбин в действующих котельных с переводом их в разряд мини-ТЭЦ.

 

Установленная мощность (МВт) всех ТЭС концерна Белэнерго на 1.01.2005 — 7656, всех энергоисточников в республике — 7798, протяженность электрических сетей — 265 тыс. км, тепловых — 4,985 тыс. км в однотрубном исчислении.

 

Модернизация и развитие энергоисточников концерна Белэнерго обеспечит в 2006-2010 гг. ввод новых генерирующих мощностей (МВт) в объёме 1107,7; в том числе на ТЭС — 1066,4 (из них ПГУ — 81 ; на ГЭС — 41,33; на МВТ — 15,7 Это позволит достичь удельных расходов условного топлива на производство ЭЭ и ТЭ при прогнозируемых объёмах и структуре их выработки в 2010 г. соответственно 259,6 г/кВт·ч и 169,9 кг/Гкал. Мощность демонтируемого оборудования составит 461,6 МВт.

 

Развитие генерирующих источников на базе использования МВТ, НВИЭ и ВЭР даст общий прирост объёма замещения импортного топлива 298,33 тыс. т у.т.

 

В электрических сетях: установка шунтирующих реакторов, замена фарфоровой изоляции полимерной или стеклянной, вентильных разрядников ограничителями перенапряжения, в городах — ЛЭП 110 кВ кабельными линиями с полимерной изоляцией, масляных выключателей — вакуумными, воздушных — элегазовыми; установка регистраторов аварийных ситуаций, внедрение мачтовых ТП 10/0,4 кВ, микропроцессорных устройств для систем контроля, защиты, управления, средств связи и передачи данных, многоуровневых АСУЭ и др.

 

Износ основных фондов генерирующих источников уменьшится с 61,9 до 40,1%.

 

На строительство, реконструкцию и модернизацию электрических сетей БЭС в целом в 2006–2010 годах планируется затратить 869 млн. USD.

 

Программой предусматривается развитие сети 330 кВ с ликвидацией сетей 220 кВ; строительство, реконструкция, расширение и модернизация ПС 110 кВ; поэтапный вывод из эксплуатации ПС и ЛЭП 35 кВ с переводом их на напряжение 110 кВ.

 

В тепловых сетях: применение ПИ-труб, современных компенсаторов и шаровой запорной арматуры, систем контроля состояния теплопроводов, автоматизированных систем учета и регулирования, постепенный переход к независимым схемам теплоснабжения потребителей, ликвидация ЦТП с переходом к ИТП, внедрение количественно-качественного регулирования и др.

 

Износ электрических сетей снизится с 54,7 до 42,4%, а оборудования на ПС 35-750 кВ с 72,3 до 69,1%.

 

Инвестиции (млн. USD) осуществляются за счет инновационного фонда Минэнерго — 914, амортизационных средств — 1014, привлеченных средств — 100 и прибыли — 539 . Освоение возможно только при условии включения инвестиционных средств (за исключением заёмных) в тарифы на энергию.

 

Будет снижен расход тепла на транспорт ТЭ в объеме 25,5 тыс. Гкал/год, а износ тепловых сетей с 78,2 до 60,3% в 2010 г.

 

Министерство промышленности: потребление ТЭР в 2004 г. — 1938,3; планируемая экономия в 2006-2010 гг. — 530.

 

Потенциал энергосбережения (тыс. т у.т.) остается высоким (до 40 процентов). Уровень энергоёмкости ВВП в 2-3 раза выше, чем в развитых странах мира.

 

Минсельхозпрод: потребление в 2004 г. — 1748, Технически возможный потенциал — около 700, экономически целесообразный — 480.

 

Концерн Белнефтехим : потребление в 2004 г. — 5249, Технически возможный потенциал энергосбережения — около 1000, экономически целесообразный — 900.

 

Социально-бюджетная сфера:

 

Жилищно-коммунальное хозяйство: потребление в 2004 г. — 236 Экономически целесообразный потенциал — 600.

 

Орган, в ведении которого находится предприятие, направляет документы с соответствующими расчётами и обоснованием инвестиций на рассмотрение в Минэнерго, Комэнергоэффективности и Минэкономики.

 

Решение о строительстве на предприятиях, находящихся в зоне действия ТЭЦ, локальных энергоисточников должно приниматься в каждом конкретном случае с учётом народнохозяйственного эффекта по следующей схеме.

 

Минэкономики готовит заключение о целесообразности реализации проекта с учётом суммарного народнохозяйственного эффекта и вносит на рассмотрение в Правительство.

 

Минэнерго готовит расчёты о влиянии строительства энергоисточника на эффективность использования мощностей энергосистемы и направляет в Комэнергоэффективности и Минэкономики.

 

Источники и объёмы финансирования (млн. USD): собственные средства организаций — 1001,0 (38,5%); средства инновационного фонда (ИФ) Минэнерго на цели энергосбережения — 294,1 (11,3%); средства ИФ органов государственного управления — 632,0 (24,3%); средства республиканского и местных бюджетов — 508,2 (19,5%); кредиты, займы и другие привлечённые средства — 164,7 (6,3%).

 

Внедрение мероприятий по повышению эффективности использования ТЭР и увеличению доли использования МВТ во всех отраслях экономики потребует финансирования (млн. USD) в объеме 260 По годам: 2006 — 515,9; 2007 — 577,8; 2008 — 502,1; 2009 — 502,1; 2010 — 502,1.

 

Общий объём экономии топлива и энергии (2006–2010 гг.) — 5500 тыс. т у.т.

 

Снижение выбросов парниковых газов в 2006–2010 гг. — 8092,9 тыс. тонн в эквиваленте СО2

 

тарифной политики:тарифы на ЭЭ должны оставаться едиными по республике по группам потребителей, индивидуальные подходы исключаются; тарифы на ТЭ устанавливаются по областям (Минску) для предприятий, для населения тарифы должны быть едиными по республике.

 

Программой определены потенциальные запасы и экономически целесообразные объемы использования местных энергоресурсов.

 

Две последние главы, посвящены научному обеспечению Программы и механизму её реализации.

 

В части совершенствования нормативной правовой базы в соответствующих разделах Программы перечислены базовые документы (законы и иные нормативные правые акты), которые необходимо принять, а также дана их концепция. Подробно изложены вопросы ТЭК, , совершенствования нормативной правовой базы в части стимулирования использования МВТ, НВИЭ.

 



 

Тезисы к докладу. Стр. 50. Энергия морских приливов. Принцип действия ветродвигателей. Типы ветроэлектрических станций.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0114