Главная >  Потенциал энергии 

 

Энергия будущего ЕС — возобновля. директор консалтингово-юридической фирмы «ТрансЭнерго Консалтинг»

 

С. Голикова,

 

В Европейском Союзе в настоящее время возобновляемые источники энергии (ВИЭ) используются недостаточно и неравномерно. Несмотря на то, что ресурсы большинства из них доступны и действительные экономические выгоды значительны, вклад ВИЭ в валовое внутреннее потребление энергии в ЕС составляет около 8% и, по прогнозам, будет устойчиво расти в будущем. Однако доля внутреннего валового потребления энергии, приходящаяся на возобновляемую энергетику, сильно отличается в государствах-членах ЕС: от менее 1% до более 25%.

 

Энергетическое будущее Европейского Союза (ЕС) и безопасность энергоснабжения являются одним из ключевых вопросов для стран ЕС. Недавняя серия очередных повышений цен на сырую нефть на мировом рынке послужила суровым напоминанием о ключевой роли энергетической отрасли не только в мировой, но и европейской экономике. Для снижения зависимости своих стран от внешних источников энергоносителей стратегией и планом действий ЕС предусмотрено построение системы энергетической безопасности и бесперебойного энергоснабжения на основе возобновляемых источников энергии.

 

В Европе прекрасно осознают зависимость от внешних поставок, поскольку в страны ЕС импортируется более 50% потребляемой энергии. При сохранении имеющейся тенденции к 2030г. эта цифра вырастет примерно до 70% для нефти и газа, которые будут поступать из все более удаляющихся от ЕС источников, зачастую с некоторыми геополитическими рисками. Возобновляемая же энергия доступна из местных источников, что несомненно будет играть важную роль в сокращении уровня импорта энергии с положительными последствиями для торгового баланса и безопасности энергоснабжения.

 

Несколько лет назад проблема изменения климата Земли снова оказалась в центре международных дебатов на «Третьей конференции сторон по согласованию плана действий ООН по проблеме изменения климата Земли» в г. Киото (декабрь 1997г.), и члены ЕС осознали крайнюю необходимость предотвращения изменения климата планеты. Вскоре в Европе было принято решение о претворении в жизнь плана сокращения на 15% вредных выбросов для индустриальных стран до 2010г. Для облегчения выполнения этой задачи государствами-членами ЕС, в Европейской Комиссии (ЕК) на основе документа «Воздействие различных источников энергии на изменение климата планеты» была определена последовательность действий, в которой видная роль отводилась именно ВИЭ.

 

Несмотря на эти препятствия, в настоящее время ежегодный мировой товарооборот в секторе производства оборудования и комплектующих для ВИЭ, по некоторым оценкам, превышает 5 млрд. экю, в котором доля, приходящаяся на Европу, составляет больше одной трети.

 

Что является препятствием для широкого использования различных видов ВИЭ? Безусловно, это высокие начальные инвестиционные расходы по сравнению с обычными топливными процессами (для ВИЭ отсутствуют расходы на топливо, за исключением расходов на биомассу). Но такое представление сложилось вследствие того, что цены на энергию, производимую с использованием традиционного топлива, в настоящее время не отражают ее действительную стоимость, включающую внешние издержки для общества, живущего в условиях загрязнения окружающей среды, вызванного их использованием. Еще одна причина в том, что технологии возобновляемой энергетики, как в случае со многими другими новыми технологиями, страдают от начального недостатка доверия со стороны инвесторов, правительств и пользователей.

 

Необходимость в стратегии ЕС

 

По сути, начало формирования Европейского сообщества заложили два важнейших договора, посвященных энергетике, — Соглашение о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) и Договор Евроатома

 

Но как ни парадоксально, до недавнего времени в Сообществе серьезно не обсуждались основные направления энергетической политики.

 

По сути, начало формирования Европейского сообщества заложили два важнейших договора, посвященных энергетике, — Соглашение о Европейском объединении угля и стали (ЕОУС) и Договор Евроатома. Цель этих соглашений — обеспечение надежности и равномерности снабжения углем и атомной энергией в пределах Сообщества. Однако в Договоре о создании Европейского экономического сообщества страны-члены предпочли не закладывать основы единой энергетической политики. Последующие попытки включить главу об энергетике в Маастрихтский и Амстердамский договоры окончились неудачей. Энергетика упоминается лишь в преамбуле Амстердамского Договора.

 

Справедливости ради следует отметить, что развитие возобновляемой энергетики было одной из основных целей энергетической политики ЕС, и еще в 1986г. на заседании его Совета Министров среди прочих энергетических задач была обозначена необходимость содействия возобновляемой энергетике. Значительный технологический прогресс был достигнут благодаря различным исследовательским и демонстрационным программам типа JOULE-THERMIE, INCO и FAIR, которые способствовали не только созданию европейского сектора промышленности возобновляемой энергетики, но и достижению ведущего положения в мире. Это технологическое лидерство будет и далее поддерживаться при содействии пятой исследовательской программы, в которой технологиям возобновляемой энергетики отводится центральная роль. С программой ALTENER Совет Министров ЕС впервые принял специальный финансовый документ, касающийся содействия возобновляемой энергетике. Европейский парламент постоянно подчеркивал роль ВИЭ и в недавнем Решении настоятельно рекомендовал ЕС проводить в жизнь действия в поддержку возобновляемой энергетики. Также определены три ключевые цели энергетической политики: повышение конкурентоспособности, надежность энергоснабжения и меры по защите окружающей среды. Содействие возобновляемой энергетике определяется как важный фактор достижения этих целей.

 

Проблемы энергетики, неизбежно возникавшие с момента принятия Римского Договора и вставшие особенно остро после первого нефтяного кризиса, рассматривались либо посредством использования механизмов внутреннего рынка електроэнергии, либо с точки зрения гармонизации, экологической политики или налогообложения. Теперь страны-члены ЕС взаимозависимы как в вопросах изменения климата, так и в создании единого внутреннего энергетического рынка. Любое решение по энергетической политике, принятое одной из таких стран, немедленно отразится на функционировании рынка в других странах-членах ЕС. Поэтому энергетическая политика формируется в масштабе всего Европейского Союза и нуждается в совершенствовании.

 

Исследования, проведенные ЕС, показывают, что спрос на электроэнергию растет быстрее, чем на любой другой вид энергии, и, по прогнозам до 2020г., темп роста будет соответствовать темпам роста ВВП, а для «молодых» членов ЕС этот показатель составит в среднем 3% в год.

 

Определение всесторонней стратегии развития возобновляемой энергетики стало необходимым по ряду причин. Первая и наиглавнейшая причина в том, что без последовательной и ясной программы действий и далеко идущей общей задачи внедрения возобновляемой энергетики эти источники энергии не внесут крупный вклад в энергетический баланс ЕС. Технологический прогресс не в состоянии самостоятельно сломать отдельные нетехнические барьеры, препятствующие проникновению технологий возобновляемой энергетики на энергетические рынки. Долгое время цены на большинство традиционных видов топлива были относительно устойчивы, что несомненно препятствовало возможностям использования ВИЭ. Совершенно понятно, что в такой ситуации необходимы: политическая воля и меры к смещению баланса в сторону таких обязательств перед обществом, как охрана окружающей среды и надежность энергоснабжения, а без ясной и всесторонней стратегии, сопровождаемой законодательными актами, развитие ВИЭ будет запаздывать или тормозиться.

 

Стратегические цели Евросоюза в отношении ВИЭ

 

Долгое время цены на большинство традиционных видов топлива были относительно устойчивы, что несомненно препятствовало возможностям использования ВИЭ

 

Но общая цель для стран ЕС, безусловно, является политическим инструментом, а не юридически обязательной повинностью. Потому что ее достижение зависит также и от успеха и роста различных индивидуальных технологий возобновляемой энергетики, а не только и не столько — от строгих директив. Потенциальный рост ВИЭ по каждому сектору, предложенный в представленной Стратегии, необходимо рассматривать как первую попытку установления возможной комбинации технологий возобновляемой энергетики, которые могли бы позволить EС достичь общей цели в пределах технических, практических и экономических ограничений.

 

Европейский парламент в резолюции на «Зеленую книгу» признал всю важность той роли, которую возобновляемая энергетика может сыграть в борьбе с парниковым эффектом, обеспечении стабильности энергоснабжения и создании новых рабочих мест в секторе малых и средних предприятий, а также в сельском хозяйстве. В этом документе подчеркивалась необходимость стратегии развития возобновляемой энергетики, которая станет основой в проведении налоговой реформы, защите окружающей среды, введении новых стандартов, интернационализации внешних расходов и будет обеспечивать гарантии постепенной либерализации внутреннего энергетического рынка. Поэтому и предлагалось увеличение доли валового потребления энергии из ВИЭ до 15 % к 2010г. Обратите внимание, что когда принималось такое решение, Европейский парламент предложил представить на рассмотрение ряд мер, включая разработку новой концепции общей модели налогообложения; обеспечение беспошлинного доступа к объединенной энергосети с минимальной оплатой электричества на основе ВИЭ предприятиями коммунального обслуживания; определение основных положений плана учреждения Европейского фонда для возобновляемой энергетики, а также стратегию общей программы поддержки возобновляемой энергетики, преследующей цель дальнейшего развития, в частности: 1 млн. фотоэлектрических крыш, 15 тыс. MВт от энергии ветра и 1 тыс. MВт от энергии биомассы.

 

Общие капиталовложения, необходимые для достижения задачи ЕС, оценивались в 165 млрд. экю до 2010г. Величина чистых капиталовложений, имеющая важнейшее значение, оценивалась в 95 млрд. экю. Для увеличения вдвое доли возобновляемой энергетики в общем энергопотреблении может потребоваться увеличение инвестиций в общий энергетический сектор приблизительно на 30%, одновременно ожидается появление новых рабочих мест в количестве 500-900 тыс., в 2010г. годовая экономия на сокращении топливных затрат составит порядка 3 млрд. экю, импорт топлива сократится на 17,4% и выбросы СО2 — на 402 млн. т/год.

 

Согласно представленному сценарию, основной рост использования ВИЭ (90 млн. тнэ) может быть обеспечен за счет биомассы, путем увеличения втрое текущего уровня использования этого источника. Второе по величине место должна иметь энергия ветра, с вкладом в размере 40 ГВт. Ожидается значительное увеличение использования солнечных тепловых коллекторов (100 млн. м2, установленных к 2010г.). Величина вклада фотоэлектричества предполагается в размере 3 ГВтпик, геотермальной энергии — 1 ГВтэлектр, 2,5 ГВттепла и тепловых насосов — 2,5 ГВт. Гидроэнергия возможно останется вторым наиболее важным видом ВИЭ, но с относительно малым приростом в будущем (13 ГВт), при сохранении общей величины выработки на текущем уровне. Наконец, пассивные солнечные системы могли бы, по мнению ЕС, сыграть важную роль в сокращении энергетических затрат на отопление и охлаждение зданий. Вклад в размере 10% в этом секторе позволит получить сокращение использования топлива в размере 35 млн. тнэ. Если будет достигнут рост по секторам, определенный в сценарии, тогда может быть получено двойное увеличение доли возобновляемой энергетики в общем энергопотреблении.

 

В соответствии с этой моделью ожидается, что к 2010г. количество рабочих мест, созданных в секторе возобновляемой энергетики и в секторах, косвенно связанных с ВИЭ, составит около 500 тыс.

 

В европейском секторе ветроэнергетики, например, уже создано более 30 тыс. рабочих мест. Каждая технология возобновляемой энергетики имеет собственные характеристики, в их числе и такие, как качество и вид предоставляемых рабочих мест. В секторе биомассы, в частности, имеется большой потенциал для создания рабочих мест для производства сырья. В секторе фотоэлектричества создается большое количество рабочих мест в области эксплуатации и обслуживания.

 

Исследования, проведенные ЕС, показывают, что спрос на электроэнергию растет быстрее, чем на любой другой вид энерги

 

Важной дополнительной экономической выгодой является также потенциальный рост европейской промышленности в области возобновляемой энергетики на международном рынке. В большинстве технических областей европейская промышленность в этом секторе играет ведущую роль в возможности обеспечения оборудованием, техническим, финансовым и сервисным обслуживанием, необходимыми для рыночного развития. На 2010г. проектируется величина ежегодного экспортного оборота в размере 17 млрд. экю при возможности создания 350 тыс. дополнительных рабочих мест.

 

Выход ВИЭ на рынок электричества

 

Меры для внутреннего рынка

 

Выгоды от сохранения окружающей среды при использовании возобновляемой энергетики оправдывают создание благоприятных условий финансирования, но т.н. «Зеленые тарифы», уже применяемые в некоторых государствах-членах ЕС и предполагающие оплату более высоких энергетических тарифов, не достаточны и не приемлемы для всех случаев.

 

Как уже отмечалось, электричество — наиболее важный элемент энергетического сектора, и доступ ВИЭ к энергосетям по приемлемым ценам является определяющим фактором их развития. Правовая основа уже существует и ее выполнение призвано обеспечить необходимую степень законодательной поддержки. Опыт либерализации в других отраслях показал, что можно сформировать основу для динамичной и безопасной роли возобновляемой энергетики, как только будут найдены соответствующие рыночные инструменты.

 

• гибкую амортизацию капиталовложений в возобновляемую энергетику;

 

Поэтому для государств-членов ЕС было рекомендовано учесть в национальном законодательстве следующее:

 

• условия выделения субсидий для создания новых электростанций, средне- и мелкомасштабных предприятий и рабочих мест;

 

• обращение к налоговым льготам для третьих сторон, финансирующих возобновляемую энергетику;

 

Кроме того, будут широко продвинуты и другие финансовые меры, доказывающие их значение в некоторых государствах-членах ЕС, а именно:

 

• финансовое стимулирование потребителей для покупки оборудования и услуг возобновляемой энергетики.

 

• государственные фонды возобновляемой энергетики, управляемые соответствующими агентствами. Предлагаемые средства могли бы включать как оборотные фонды, так и гарантии кредитов (облигации возобновляемой энергетики);

 

• т.н. «золотые» или «зеленые» фонды, адресованные к рынкам долгосрочного ссудного капитала. Такие фонды финансируются частными банками, для которых, в этом случае, характерны более низкие процентные ставки. Норма прибыли, при которой возможна более низкая процентная ставка, оплачиваемая владельцем счета, передается банком инвестору возобновляемой энергетики;

 

Новая биоэнергетическая инициатива для транспорта, тепловых и электрических сетей

 

• льготные кредиты и специальные ссуды от институциональных банков.

 

Для дальнейшего развития рынка твердых видов биомассы необходимо активное продвижение следующих мероприятий:

 

Содействие использованию биотоплива должно быть согласовано, по мнению ЕС, с программой AutoOil и Европейскими требованиями к качеству топлива и должно принимать во внимание полный цикл затрат/выгод для окружающей среды. Две новые директивы, в настоящее время находящиеся в процессе обсуждения, относительно транспортного топлива и сокращения использования жидких топлив, содержащих серу, уже включают условия, поощряющие использование биотоплива для транспорта (спирт, растительные и эфирные масла).

 

• оснащение новых районных отопительных или охлаждающих сетей для совместного производства энергии с использованием биомассы;

 

• замена ископаемых топлив на угольных электростанциях, а также в существующих районных отопительных и водонагревательных сетях;

 

• развитие новых усовершенствованных систем, основанных на использовании смеси биомассы и отходов топливного производства;

 

• расширение доступа к модернизированным топливам типа щепы и брикетов и более интенсивной эксплуатации отходов деревообрабатывающей и бумажной промышленностей;

 

Изменение строительных норм: их воздействие на планирование городов и сел

 

• выработка энергии из городских отходов термической обработкой, анаэробное производство биогаза до того времени, пока выработка энергии из отходов не станет безотходным производством.

 

Для повышения эффективности эксплуатации зданий предполагаются следующие меры:

 

Для стран-членов ЕС рекомендуется изменить глобальный подход к проблеме энергосберегающих технологий и разработать меры рационального использования энергии (как для ограждающих конструкций здания, так и для систем отопления, горячего водоснабжения, освещения, вентиляции и охлаждения) с использованием технологий возобновляемой энергетики. Потребление энергии в этом секторе для стран-членов ЕС может быть сокращено на 50 % к 2010г., половина из этого сокращения может быть достигнута за счет применения пассивных и активных солнечных технологий в зданиях.

 

• применение высокоэффективных окон и солнечных фасадов, естественной вентиляции и др. в новых зданиях и при модернизации старых;

 

• интеграция требований по использованию солнечной энергии для отопления, горячего водоснабжения и охлаждения в строительные нормы согласно текущему законодательству, административным и другим условиям планирования городов и сел;

 

• содействие использованию пассивных солнечных систем для отопления/охлаждения;

 

• содействие использованию активных солнечных систем для отопления/охлаждения и нагрева воды, например, солнечных коллекторов, геотермального нагрева и тепловых насосов;

 

• оценка продаж фотоэлектричества частными лицами для энергетических сервисных компаний.

 

• поддержка использования фотоэлектрических систем, которые будут интегрированы в конструкции зданий (крыши, фасады) и в общественные места;

 

ЕС считает, что развитие ВИЭ окажет положительное воздействие на конкуренцию в плане сокращения затрат на создание производства возобновляемой энергии в максимально быстрые сроки. Поэтому будет оказывать поддержку региональным и местным проектам в рамках программ типа ALTENER, но для стимулирования использования возобновляемой энергетики также будут вовлекаться и структурные фонды, т.к. потребность в финансировании проектов ВИЭ должна быть под управлением государств-членов ЕС. Для ЕС важно то, что региональные фонды, посредством которых инвестируются проекты на основе ВИЭ, могут способствовать увеличению уровня жизни и дохода населения неблагоприятных, периферийных, островных, удаленных областей различными способами:

 

Конкуренция и государственная поддержка

 

• в секторе ВИЭ, обычно трудоемком, созданием местных постоянных рабочих мест;

 

• одобрением использования местных источников и, следовательно, местное развитие;

 

• укреплением снабжения энергией местных объединений, зеленого туризма, охраняемых территорий и заповедников и т.д.;

 

• сокращением зависимости от импорта энергии;

 

Общая сельскохозяйственная политика могла бы, по мнению ЕК, способствовать увеличению уровня жизни и доходов, поддерживая сектор энергии биомассы различными способами:

 

• содействием развитию инноваций, путем продвижения определенных проектов исследований-нововведений, приспособленных к местным потребностям.

 

• оказывая поддержку возобновляемой биоэнергетике в пределах стратегии сельского развития и другими долгосрочными программами;

 

• развивая технические культуры и используя отходы сельского хозяйства и лесоводства в качестве надежного источника сырья;

 

Энергия ветра сегодня конкурентоспособна и широко используется в районах с благоприятными условиями. Области, потенциально подходящие для использования энергии ветра, расположены во всех странах-членах ЕС

 

• дополнительно финансируя инновационные и демонстрационные проекты возобновляемой энергетики в целях обеспечения поддержки регионов.

 

• специальная инициатива, имеющая целью продвижение солнечного электричества (фотоэлектричество для удаленных сельских районов в третьих странах, которые в настоящее время его не имеют);

 

ЕС были намечены и специальные действия, относящиеся к странам третьего мира:

 

• поощрение развития лесонасаждений;

 

• поощрение повышенного использования альтернативных источников энергии для решения проблем, вызванных потреблением леса в качестве топлива как в сельских областях, так и в городах развивающихся стран;

 

• выполнение Протоколов относительно участия ассоциированных стран в Программах содействия ЕС типа ALTENER;

 

• усиление активности стран третьего мира в области исследований и развития новых и ВИЭ, а также специальные действия, относящиеся к ассоциированным странам: продолжение процесса принятия законодательства ЕС по возобновляемой энергетике;

 

Меры поддержки

 

• вовлечение ассоциированных и третьих стран в демонстрационные программы согласно пятой Структурной Программе ИРД, в дополнение к определенным программам энергетической стратегии типа SYNERGY и ALTENER.

 

Для защиты прав потребителей ЕС запланированы следующие действия:

 

Рыночная приемлемость и защита потребителя

 

• должны быть установлены стандарты, как на европейском, так и на более широком международном уровнях, в целях поддержки экспорта. Чтобы мобилизовать существующую мощную общественную поддержку возобновляемой энергетики, продукция должна иметь соответствующую маркировку с указанием использования ВИЭ;

 

• информирование потребителя относительно качества товаров и услуг по возобновляемой энергетике. Эта информация должна быть распространена таким способом, чтобы потребители могли выбирать в пределах внутреннего рынка необходимую европейскую продукцию и источник энергии по минимальной цене;

 

• должны быть основаны региональные службы по информационным обзорам и потребительским советам.

 

• должен собираться и широко распространяться лучший практический опыт в сферах обслуживания и эксплуатации систем (типичная область для этого — пассивные солнечные системы);

 

Рынок и коммерческие банки для стимулирования ВИЭ

 

Безусловно, каждое государство вправе принимать ту энергетическую стратегию, которая наиболее адекватно отражает ситуацию в собственном энергетическом комплексе, однако оно не может не учитывать стратегии, принимаемые его ближайшими соседями

 

Коммерческие банки будут обеспечены руководящими принципами и схемами оценки рисков для помощи им в аудите коммерческих предприятий в области ВИЭ, обращающихся за кредитом, а также поддержкой ЕС готовых проектов, чтобы облегчить доступ к льготным кредитам.

 

Международные финансовые учреждения типа EIB, EIF и т.д., EBRD и их национальные аналоги уже вовлечены в финансирование возобновляемой энергетики, в частности — в гидроэнергетику и ветроэнергетику. Их роль может быть значительно усилена: за счет обеспечения льготного кредитования и гарантий кредита; созданием специальных льгот для возобновляемой энергетики; развитием схем содействия кредитования проектов возобновляемой энергетики.

 

ЕС предлагается проведение кампании по производству 500 тыс. фотоэлектрических крыш для внутреннего рынка и экспортная инициатива по поставке 500 тыс. сельских фотоэлектрических систем для начала действий по децентрализованной электрификации развивающихся стран. Средняя мощность систем составляет 1 кВт, т.е. величина общей установленной мощности всех фотоэлектрических систем, которая будет достигнута по завершении этой кампании, составит 1 ГВтпик к 2010г.

 

Кампания по стимулированию ВИЭ

 

Кроме того, необходимо проведение кампании по стимулированию использования децентрализованных биоэнергетических установок по всему Евросоюзу. Мощность подобных установок может находиться в пределах от нескольких сотен кВт до нескольких МВт, эти установки могут объединять различные технологии, соответствующие местным условиям, включая использование различных видов топлива.

 

Энергия ветра сегодня конкурентоспособна и уже широко используется в районах с благоприятными условиями. Области, потенциально подходящие для использования энергии ветра, расположены во всех странах-членах ЕС. В частности, имеется огромный потенциал для расположенных в море или на побережье ветроэлектростанций. Предлагаемая их мощность в размере 10 тыс. MВт представляет 25% от возможного общего потребления энергии ветра к 2010г.

 

В качестве части этой кампании, отбираются районы (острова), которые могут стремиться к 100 % снабжению электроэнергией из возобновляемых источников. При малых масштабах, в качестве экспериментальных объектов могут служить блоки зданий, новые микрорайоны в жилых областях, малые сельские районы или изолированные горные (островные) объединения. В большем масштабе, в качестве экспериментальных объектов могут быть «солнечные города», большие сельские районы и административные области, которые могут извлекать выгоду из объединения. Большие острова (например, Сицилия, Сардиния, Крит, Родос, Майорка, Канарские острова или Мадейра) могли бы также использоваться в качестве экспериментальных областей.

 

Оцененный вклад биомассы, перерабатываемой на объединенных тепло-электростанциях, в энергоснабжение ЕС может составлять 26 млн. тнэ. Это соответствует общей установленной мощности в размере приблизительно 20 ГВт электроэнергии или 60 ГВт тепла.

 

В рамках одной статьи невозможно изложить все детали Стратегии и плана действий ЕС по ВИЭ, однако, готовя этот материал и одновременно принимая участие в подготовке и обсуждении Энергетической Стратегии Украины, с большим сожалением можно констатировать, что проект национальной энергетической стратегии далек от принятого в Европейском Союзе. И хотя в нашей стратегии есть упоминание о ВИЭ, однако основная роль отводится совсем другим источникам.

 

Заключение

 

Остается только пожелать европейцам успехов в реализации Стратегии и плана действий, а Украине —максимально ускорить принятие и внедрение национальной энергетической стратегии, которая бы не на словах, а на деле продемонстрировала подлинное желание Украины быть в Европе энергетически независимой и гарантировать своим гражданам безопасность и надежность энергоснабжения.

 

Безусловно, каждое государство вправе принимать ту энергетическую стратегию, которая наиболее адекватно отражает ситуацию в собственном энергетическом комплексе, однако оно не может не учитывать стратегии, принимаемые его ближайшими соседями. А в данном случае речь идет об энергетической стратегии ЕС, куда Украина серьезно стремится. В данной статье приведены также и выдержки из плана действий по реализации европейской стратегии («Белая книга»), чтобы показать, что сама по себе стратегия — всего лишь плод теоретических изысканий, а вот план действий — это уже рабочий инструмент, который и позволяет «запустить» стратегию в жизнь. В украинском варианте стратегии реальный план ее реализации еще не разрабатывался.

 



 

Опыт стран Европы и Азии в сфере. Енергоресурси і макроекономіка. Европа боится оказаться на месте. СБУ интригует правдой про РосУкр. Система.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0529