Главная >  Потенциал энергии 

 

Нормативная база энергосбережения в зданиях на федеральном. Введение

 

Ю. Матросов, НИИСФ, РААСН

 

В явном виде этот энергетический принцип нормирования был успешно апробирован и внедрен в 43 субъектах РФ в виде Территориальных Строительных Норм по энергетической эффективности зданий, охватывающих около 75% объемов нового строительства. По данным Госстроя РФ уже 6% от всего фонда зданий России соответствуют требованиям новых норм, обеспечивающих около 40% энергосбережения по сравнению с 1995 г.

 

Прошло свыше 8 лет когда Госстрой утвердил разработанные НИИСФ РААСН совместно с другими организациями новые нормативы по тепловой защите зданий с учетом энергосбережения. Заложенные в эти нормы новые энергетические принципы нормирования по удельной потребности в тепловой энергии на отопление и воздухообмен в явном виде в эти нормы не вошли, поскольку изменения были внесены в существующий в то время документ.

 

Следует констатировать, что строительный комплекс России за указанный период полностью перестроился и перешел на эти федеральные и территориальные строительные нормы. Произошли конкретные преобразования рынка строительных материалов и изделий. Повсюду применяются новые строительные материалы, изделия и технологии. В крупных городах РФ наблюдается строительный бум в жилом строительстве.

 

За эти 8 лет рядом ведущих проектных организаций, включая ЦНИИЭП жилища, были разработаны альбомы технических решений по наружным стенам, отвечающие новым требованиям, Госстроем РФ выданы технические решения на различные варианты утепления наружных стен, например, на устройство вентилируемых фасадов, также способствовавших переходу строительной индустрии России на новые нормы.

 

Стандарты и нормы по энергосбережению в зданиях

 

За эти годы произошла трансформация строительного рынка в направлении использования энергоэффективных строительных материалов и изделий. Причем, если в начальный период использовались преимущественно импортные строительные материалы и изделия, например, каменная и стеклянная вата, облицовки, окна с стеклопакетами и пластмассовыми переплетами и др., то сейчас происходит переход на отечественные стройматериалы и изделия. По данным Госстроя только за прошлый год было введено в действие 219 объектов по производству строительных материалов и изделий и уже половина отечественных теплоизоляционных материалов отвечает требованиям европейских стандартов.

 

Новые нормы, связанные с энергосбережением в зданиях, должны быть ориентированы на прогрессивные энергосберегающие технические решения, технологии, строительные материалы и изделия, не должны приводить к существенному росту стоимости строительства, должны сохранять преемственность со старыми нормами и не противоречить комплексу действующих нормативных документов.

 

Основополагающим документом в области энергосбережения в строительстве является федеральный закон “Об энергосбережении”, который потребовал включения в нормативные документы показатели эффективного использования энергии, а также показателей расхода энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и освещение зданий. Были разработаны основные стандарты в области энергосбережения: ГОСТ Р 51387-99 “Энергосбережение. Нормативно-методическое обеспечение. Основные положения” и с участием автора ГОСТ Р 51541-99 “Энергосбережение. Энергетическая эффективность. Состав показателей. Основные положения”.

 

С участием НИИСФ был разработан и утвержден новый СНиП 31-02-2001 “Дома жилые одноквартирные”, в разделе энергосбережение которого введен в явном виде принцип нормирования по удельному энергопотреблению в зданиях. Также НИИСФ разработал свод правил СП 23-101-2000 “Проектирование тепловой защиты зданий”, утвержденный Госстроем как СП и обеспечивший проектировщиков необходимыми методами расчета, а также открывшим дорогу новым более эффективным строительным материалам и изделиям.

 

С целью недопущения экономии энергии за счет снижения качества микроклимата в помещениях зданий по инициативе НИИСФ с участием ряда организаций включая АВОК был разработан новый ГОСТ 30494-96 “Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях”. Оптимальные параметры микроклимата этого ГОСТ легли в основу разработки как федеральных, так и территориальных нормативных документов.

 

С 1 октября 2003 г. введен в действие новый федеральный СНиП 23-02-03“Тепловая защита зданий” взамен отменяемого СНиП II-3-79* “Строительная теплотехника”. Эти нормы предусматривают введение новых показателей энергетической эффективности зданий – удельной потребности в тепловой энергии на отопление, устанавливают классификацию зданий и правила оценки по показателям энергетической эффективности, как при проектировании и строительстве, так и в дальнейшем при эксплуатации. Данные нормы сохраняя преемственность обеспечивают тот же уровень потребности в полезной тепловой энергии, что достигается при соблюдении второго этапа повышения теплозащиты СНиП II-3 с изменениями № 3 и 4, но предоставляют более широкие возможности в выборе технических решений и способы реализации требований норм. Поэлементный принцип нормирования и величины нормативов в этом документе также сохранен от прежнего СНиП.

 

В 2003 г. были утверждены разработанные НИИСФ и рядом организаций два новых стандарта ГОСТ 31167-03 “Здания и сооружения. Метод определения воздухопроницаемости помещений и зданий в натурных условиях” и ГОСТ 31168-03 “Здания жилые. Метод определения потребления тепловой энергии на отопление здания”, обеспечивавшие нормативной базой энергоаудит зданий и позволяющие количественный контроль энергетических параметров эксплуатируемого здания.

 

В ближайшее время Госстроем РФ будет утвержден к этому СНиП новый свод правил “Строительная теплотехника. Проектирование тепловой защиты зданий и сооружений”.

 

Требования нового СНиП прошли апробацию в 43 субъектах РФ при разработке и внедрении Территориальных Строительных Норм (ТСН) по энергетической эффективности жилых и общественных зданий.

 

Что касается ТСН, то они этим законом не отменены и будут действовать на территориях субъектов РФ, как обязательные к исполнению для всех участников строительной деятельности. Такая практика существует во многих странах, например, Германии и США: делаются типовые модельные нормы, на основе которых региональные власти принимают обязательные к исполнению нормы.

 

Согласно новому федеральному закону “О техническом регулировании”, введенному в действие с середины 2003 года, все ГОСТ’ы и СНиП’ы, утвержденные до введения этого закона, будут продолжать действовать как обязательные к исполнению в течение 7 лет или до утверждения Государственной Думой соответствующего технического регламента, после чего они станут рекомендуемыми.

 

Существуют два подхода к стандартизации: предписывающий и потребительский. Предписывающий подход ныне устарел. Потребительский подход является новым. В нормах согласно этому подходу излагаются основные нормативные требования к проекту здания без предписаний, как реализовать эти требования, с предоставлением свободы при проектировании. Эта свобода распространяется на выбор технических решений и способов их реализации при теплотехническом проектировании зданий, когда конечный результат достигается за счет повышения качества проектирования. Такой подход принят в России, Германии, США и в других странах и реализует современные международные требования к стандартизации по потребительскому принципу, разработанные Международным Комитетом по исследованиям и инновациям в зданиях и сооружениях (CIB).

 

Энергетический принцип нормирования тепловой защиты здания

 

Требования норм преследуют цель проектирования жилых зданий и зданий общественного назначения с эффективным использованием энергии путем выявления суммарного эффекта энергосбережения от использования архитектурных, строительных и инженерных решений, направленных на экономию энергетических ресурсов. В этих нормах впервые установлена взаимосвязь между теплозащитой здания и его системой отопления и теплоснабжения, рассматривая этот комплекс как единую энергетическую систему. В том числе выделены два основных типа систем теплоснабжения - централизованная и децентрализованная.

 

Энергетический принцип нормирования тепловой защиты зданий был разработан в НИИСФ и ЦЭНЭФ с участием американских специалистов в 1992-94 годах (см. рис. . В основу положено нормирование удельного потребления на отопление подключенного к системе централизованного теплоснабжения здания за отопительный период при соблюдении оптимальных параметров микроклимата.

 

1992-94 гг.

 

Стадии разработки и внедрения энергетического принципа нормирования тепловой защиты зданий

 

1998 - 99 гг.

 

1995 - 98 гг.

 

2003 г.

 

1999-2003 гг.

 

Разработка модели норм, энергетический паспорт здания

 

Разработка энергетического принципа нормирования

 

создание первых ТСН

 

Апробация модели,

 

Введение в действие нового СНиП 23-02-03

 

Разработка и широкое внедрение ТСН в регионы России (43 региона)

 

В 1995-98 годах была разработана модель норм и эта модель впервые была реализована в московских городских нормах в 1999 г. МГСН 2.01-99 “Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепло- водо- электроснабжению”, по которым осуществляется сейчас все московское строительство. В этих нормах был детально разработан энергетический паспорт здания, методология расчета энергозатрат на горячее водоснабжение, а также новый раздел проекта “Энергоэффективность зданий”.

 

Рис. 1

 

Все ТСН были разработаны на основе единой концепции нормирования по удельному энергопотреблению, утверждены главами администрации территорий и введены в действие на этих территориях, зарегистрированы Госстроем РФ с присвоением регистрационного номера и включены в список нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации.

 

Внедрение предложенного нормирования на уровне регионов Российской Федерации было осуществлено в течение 1999-2003 гг. в виде 43 Территориальных Строительных Норм (ТСН). В том числе, распоряжением администрации Санкт-Петербурга №1551-р от 20 июня 2003 г. были утверждены и введены в действие территориальные строительные норм Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по энергопотреблению и теплозащите . Эти нормы были зарегистрированы Госстроем РФ с присвоением шифра ТСН 23-340-2002 Санкт-Петербурга.

 

НИИСФ располагает данными по 37 проектам зданий в регионах РФ и по 44 проектам зданий в г.Москве. Все эти проекты были выполнены в соответствии с требованиями ТСН с удовлетворением нормативов по удельному энергопотреблению. В этих проектах реализованы различные конструктивные схемы - панельные самонесущие, с навесными панелями, монолитные со стенами из легкобетонных или полистирол бетонных блоков, с утеплителем и вентилируемым или невентилируемым фасадом, кирпичные с утеплителем, с различной степенью секционности и этажности, а также архитектурных решений.

 

Нормативы в новом СНиП 23-02 и в СНиП 31-02, а также во всех ТСН установлены по второму этапу повышения теплозащиты из условий энергосбережения согласно СНиП II-3, учитывают особенности систем теплоснабжения и типологии проектных решений для массового жилищно-гражданского строительства и обеспечивают согласно этим требованиям снижение уровня энергопотребления на отопление зданий с 2001 г. не менее, чем в среднем на 40% по сравнению с 1995 г.

 

Нормируемое удельное энергопотребление на отопление зданий (qhreq) кДж/(м2 oC сут) [кДж/(м3 oC сут)] за отопительный период

 

Основная норма по удельной потребности в тепловой энергии на отопление, представленная в ТСН и в новом СНиП 23-02-03 и СНиП 31-02 и независящая от климата регионов, приведена в таблице на рисунке 2.

 

Типы зданий

 

Число этажей

 

4-5

 

1-3

 

7-9

 

6

 

13 и выше

 

10-12

 

115

 

Жилые

 

75

 

80

 

72

 

74

 

Общеобразовательные учреждения и офисы

 

70

 

80 [29]

 

[36]

 

74 [27]

 

75 [27]

 

70 [25]

 

72 [26]

 

[34], [33], [32]

 

Поликлиники и лечебных учреждений, домов-интернатов

 

[32]

 

[32]

 

--

 

[30]

 

Дошкольные учреждения

 

--

 

--

 

[45]

 

--

 

--

 

--

 

--

 

Рис. 2 Нормируемые значения удельного энергопотребления

 

Примечание: Величины qhreq, кДж/(м3 oC сут), в круглых скобках, относятся к офисам.

 

К классам А и Б могут быть отнесены здания, проекты которых разработаны по действующим нормативным документам. В процессе реальной эксплуатации энергетическая эффективность таких зданий может отличаться от данных проекта в лучшую (класс А) или худшую (класс В) стороны в пределах, указанных в таблице на рисунке В случае выявления класса А, рекомендуется примение органами местного самоуправления или инвесторами мероприятий по экономическому стимулированию, а в случае выявления класса В рекомендуется изучить причины, приведшие к таким отклонениям с принятием соответствующих административных мер.

 

На рисунке 3 приведена классификация зданий по энергетической эффективности по степени отклонения расчетных или измеренных нормализованных значений удельной потребности в тепловой энергии на отопление здания от нормируемого значения, приведенного для соответствующего типа здания в таблице на рисунке Под нормализацией понимается приведение измеренных значений к расчетным условиям. Эта классификация относится как к вновь возводимым и реконструируемым зданиям, проекты которых разработаны в соответствие с требованиями описанных выше нормативных документов, так и к эксплуатируемым зданиям, построенным по прежним нормативным документам.

 

Классы энергетической эффективности гражданских зданий

 

Классы Г – Е относятся к эксплуатируемым зданиям, возведенным по действующим в то время нормативным документам. Класс Г соответствует нормативным требованиям до 1995 г. Эти классы дают информацию органам местного самоуправления или собственникам зданий о необходимости срочных или менее срочных мероприятий по улучшению энергетической эффективности. Так, например, для зданий, попавших в класс Е, необходима срочная реконструкция с точки зрения энергетической эффективности.

 

Наименование класса

 

Буквенное и графическое обозначение класса

 

Рекомендуемые мероприятия органами администрации субъектов Федерации

 

Величина отклонения расчетного (или измеренного нормализованного) значения от нормативного значения, %

 

А

 

При проектировании и эксплуатации новых и реконструированных гражданских зданий

 

Минус 10 и ниже

 

Повышенный

 

Б

 

Рекомендуется экономическое стимулирование

 

от 0 до минус 9

 

Нормальный

 

При эксплуатации новых и реконструированных гражданских зданий

 

Соответствует требованиям норм

 

Пониженный

 

В

 

Рекомендуются штрафные санкции

 

от плюс 1 до плюс 25

 

Г

 

При эксплуатации существующих гражданских зданий

 

от плюс 26 до плюс 75

 

Низкий

 

Д

 

Желательна реконструкция здания

 

от плюс 76 до плюс 120

 

Существенно низкий

 

Е

 

Рекомендуется реконструкция здания в перспективе

 

Свыше 120

 

Чрезмерно низкий

 

Рис. 3 Энергетическая классификация зданий

 

Необходима срочная реконструкция здания

 

Рис. 4

 

Произошла гармонизация как федеральных, так и территориальных норм по тепловой защите зданий с европейской стандартизацией. Причем по подходам даже произошло опережение. Например, МГСН 2.01 были разработаны и утверждены в 1999 году, а новые нормы Германии были введены в 2002 году. Однако по нормируемым величинам происходит некоторое отставание (см. рис. . Сравнительный анализ новых территориальных норм России и нового постановления Германии см. в статье, помещенной в журнале “Энергосбережение”, №№ 3 и 4 за 200 Необходимо отметить, что новый СНиП “Тепловая защита зданий” и все территориальные ТСН по энергетической эффективности зданий отвечают основным требованиям новой директивы ЕС 2002/91 по энергетической эффективности зданий.

 

Правовая основа разработки ТСН для регионов как субъектов Российской Федерации предусмотрена статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации .

 

Территориальные строительные нормы по энергосбережению

 

Другой особенностью территориальных норм является энергетический паспорт здания, предназначенный для контроля качества проектирования здания и последующего его строительства и эксплуатации. Компьютерная версия энергетического паспорта, прилагаемая к нормам, является удобным инструментом при разработке проекта здания и контроле соответствия проекта требованиям территориальных норм. Кроме того, энергетический паспорт дает потенциальным покупателям и жильцам конкретную информацию о том, что они могут ожидать от энергетической эффективности здания. Более энергоэффективным зданиям может отдаваться предпочтение по сравнению с менее энергоэффективными зданиями, приводящими к большим платежам за энергию, связанным также и с несоответствием реального энергопотребления нормативным требованиям. Следовательно, энергетический паспорт является обосновывающим документом для экономического стимулирования энергосбережения (льготное налогообложение, кредитование, дотации и др.) и объективной оценки стоимости на рынке жилья.

 

ТСН должны соблюдаться на территориях регионов и обязательны для применения юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, принадлежности и государственности, гражданами (физическими лицами), занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими деятельность в области проектирования и строительства на территории региона, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 

В процессе строительства здания обычно происходят отступления от проекта, например, замена одного материала на другой или изменение конструктивных решений. Как правило, такие отступления должны быть санкционированы проектной организацией. Однако в практике строительства бывают случаи, когда строительная организация выполняет не санкционированные отступления от проекта. Поэтому при сдаче построенного здания в эксплуатацию ТСН требуют от проектной организации повторного заполнения энергетического паспорта с той же целью, что и при разработке проекта.

 

Все разработанные ТСН снабжены компьютерной версией энергетического паспорта в виде таблиц EXCEL для контроля проекта здания требованиям норм и последующего контроля энергопотребления при эксплуатации.

 

Для каждого ТСН были разработаны детализированные климатические параметры, градусо-сутки отопительного периода и величины солнечной радиации при действительных условиях облачности за отопительный период. Для некоторых регионов выполнено климатическое районирование.

 

В процессе эксплуатации фонда зданий должен быть выборочный контроль (энергетический аудит) на предмет соответствия требованиям действующих норм или на предмет планирования реконструкции или модернизации зданий. Результаты контроля должны отражать как технические, энергетические, теплотехнические аспекты, так и анализ вариантов реконструкции или модернизации с технической и экономической точек зрения, т.е. составление бизнес планов по реконструкции или модернизации зданий.

 

С целью подтверждения качества проекта здания с точки зрения его энергоэффективности все ТСН предусматривают обязательную разработку нового раздела проекта “Энергоэффнективность”.

 

Кроме того, для некоторых регионов была разработана методика расчета помесячного энергопотребления здания путем использования текущих климатических параметров.

 

Разработка раздела “Энергоэффективность” проекта здания осуществляется проектной организацией за счет средств заказчика.

 

В этом разделе должны быть представлены сводные показатели энергоэффективности проектных решений в соответствующих частях проекта здания. Сводные показатели энергоэффективности должны быть сопоставлены с нормативными показателями данных норм. Указанный раздел выполняется на утверждаемых стадиях пред проектной и проектной документации.

 

Органы экспертизы должны осуществлять проверку соответствия данным нормам пред проектной и проектной документации в составе комплексного заключения.

 

При необходимости к разработке раздела “Энергоэффективность” заказчиком и проектировщиком привлекаются соответствующие специалисты и эксперты из других организаций.

 

· новый принцип нормирования облегчает проблему перехода на второй этап повышения уровня теплозащиты зданий при обеспечении намеченного федеральными нормами энергосберегающего эффекта;

 

Разработка и внедрение территориальных норм дает следующие преимущества региону:

 

·создается возможность при проектировании достичь заданного энергосберегающего эффекта за счет различных комбинаций как отдельных элементов теплозащиты, так и систем обеспечения микроклимата внутри помещений и выбора систем теплоснабжения, т.е. в конце концов за счет повышения качества проектирования;

 

·создаются условия для внедрения новых энергоэффективных технологий и строительных материалов, а также эффективного отопительно-вентиляционного и теплоснабжающего оборудования и систем его управления;

 

·методология выбора мероприятий при реконструкции или капитальном ремонте зданий для достижения требуемого энергопотребления дает возможность поиска альтернативных технических решений.

 

·стимулирует архитекторов на создание архитектурного облика здания, используя его энергоэффективные компановки; в том числе зданий с широким корпусом;

 

На разработку комплекса стандартов и норм в области энергосбережения в зданиях и на достижение конкретных результатов “от идеи до воплощения” потребовалось свыше 10 лет. В течение этого времени была непрерывная борьба нового со старым на всех уровнях от непонимания значимости решения проблемы энергосбережения в зданиях до конюктурных сиюминутных соображений отдельных представителей строительной промышленности и ученых. Однако и была поддержка как со стороны дирекции НИИСФ РААСН, так и со стороны руководителей региональных строительных комплексов (в первую очередь г.Москвы) и Госстроя РФ.

 

Стратегия создания комплекса норм и стандартов по энергосбережению в зданиях

 

Содействие разработке и внедрению новых норм в области энергосбережения осуществляется образом.

 

Госстрой РФ последовательно реализовал в строительстве политику государства в области энергосбережения. Исходя из того факта, что здания в России потребляют около 34% произведенной тепловой энергии, тогда как в западных странах эта доля составляет 20-22%, Госстрой РФ занял активную позицию по вопросам энергосбережения в зданиях, что нашло свое отражение в решениях Коллегии Госстроя, проведенной в конце 1993 г. Резко возросла роль энергосбережения в 1995 году, когда Госстрой РФ своим постановлением № 18-81 от 11.08.95 г. принял и ввел в действие новые нормативные требования к теплозащитным качествам наружных ограждающих конструкций зданий, согласно которым теплозащита зданий была повышена в 2,5-3 раза. Это позволило снизить уровень энергопотребления строящихся и реконструируемых зданий приблизительно на 40%.

 

После утверждения этих норм и стандартов, использование новых принципов, заложенных в федеральные и региональные нормы по энергосбережению в зданиях, является также новым делом, как для проектировщиков, так и других участников строительного процесса. Кроме того, язык нормативных документов требует специальной подготовки для восприятия. Поэтому залогом успеха является содействие внедрению норм. Такое содействие представляет многолетний непрерывный процесс и его можно разделить на семь направлений:

 

Отработка стратегии в области энергосбережения, поддержка научной общественностью общей направленности в деле разработки норм, её осознание важности решения проблем энергосбережения происходит на научных конференциях, симпозиумах и круглых столах. Так, например, сессия общего собрания РААСН 2003 года была посвящена теме “Ресурсо- и энергосбережение как мотивация творчества в архитектурно-строительной комплексе”. По результатам общего собрания РААСН был принят итоговый документ, определивший основные задачи и приоритетные направления деятельности РААСН в области ресурсо- энергоэффективности. Такие научные конференции и симпозиумы способствуют принятию решений на федеральном и региональном уровнях о разработке и утверждении стандартов и норм, связанных с энергосбережением.

 

Публикация в технических журналах основных положений новых норм и наиболее распространенных технических решений, удовлетворяющих требованиям этих норм;

 

Участие в академических сессиях, чтениях, круглых столах, конференциях и симпозиумах по проблеме энергосбережение. Информирование технической общественности об основных положениях и особенностях новых норм;

 

Разработка вспомогательных документов (Сводов Правил, альбомов технических решений, Руководств, технических свидетельств), обеспечивающих необходимой информацией проектировщика;

 

Консультации письменно или по телефону о возникающих затруднениях;

 

Техническая учеба проектировщиков и практические занятия с ними.

 

Разработка комплекса программ, облегчающих работу проектировщиков при теплотехнических расчетах проектов зданий, соответствующих требованиям норм;

 

Для проектировщиков новые нормы предоставят возможность учета дополнительных факторов и использования компьютерных технологий при проектировании. Тем самым будет обеспечена большая гибкость при проектировании по сравнению с прежним предписывающим подходом, существенно ограничивавшим творческую свободу проектировщиков. При новых нормах в проекте здания могут быть в большей степени использованы новые архитектурные формы, новые энергоэффективные строительные технологии и материалы, новое инженерное оборудование, положительно влияющее на эффективное использование энергии.

 

Каково значение этих новых федеральных и региональных норм и стандартов для различных участников строительного комплекса и жителей России?

 

Для домовладельцев и эксплуатирующих организаций новые нормы будут являться документом, который требует, чтобы вновь возводимые и реконструируемые здания эффективно использовали энергию. Следовательно, эти здания в долговременной перспективе приведут к меньшим энергетическим затратам при более высоких показателях теплового комфорта и меньших денежных расходах за тепловую энергию.

 

Для руководителей стройкомплекса и руководителей строительных компаний новые нормы устанавливают критерии, на которые необходимо ориентировать развитие эффективных строительных технологий и строительной индустрии.

 

Заключение

 

Для жителей России эффективное использование энергии означает меньшие денежные затраты, сбережение ценных невозобновляемых энергоресурсов для следующих поколений и значительное улучшение окружающей среды за счет снижения выбросов в атмосферу двуокиси углерода, серы и других вредных веществ.

 

Эти решения были подтверждены новыми федеральными и региональными нормами. Новые нормы дают возможность достижения нормируемых показателей за счет повышения качества проектирования и более широких возможностей в выборе технических решений и способов их реализации. Однако реализация этих возможностей требует дополнительных усилий при проектировании. С целью облегчения этих усилий разработан энергетический паспорт.

 

Принятые 8 лет назад решения, направленные на энергосбережение, были своевременны. Они привели к существенному энергосберегающему эффекту, оцениваемому за последние 5 лет в объеме около 85 тыс. ТДж первичной энергии, заставили строительный комплекс перейти на энергосберегающий путь развития, на использование новых архитектурных и конструктивных решений и строительных материалов, привели к полному преобразованию строительного рынка и создали предпосылки к еще большему энергосбережению в будущем.

 

Опыт, полученный от внедрения новых нормативов в 43 регионах России, подтвердил правильность выбранных величин нормативов

 

Энергетический паспорт и его компьютерную версию специалисты встречают с энтузиазмом и первоначальные критические замечания о сложности работы с новыми нормами исчезают после демонстрации расчетов на компьютере

 

На сайте в разделе о стандартизации помещены публикации автора по проблеме энергосбережения в зданиях и сведения о федеральных и региональных нормах по тепловой защите и энергопотреблению зданий.

 

* По материалам доклада, прочитанного на Всеросийской научно-практической конференции “ЭНЕРГОРЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЕ в строительстве и жилищно-коммунальном комплексе”, Ярославль, 1-2 октября 2003 г.

 



 

Макроэкономические и секторальны. ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНО. Одесский водоканал. Цена на российский газ для Украи. Игорь БАШМАКОВ.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.4559