Главная >  Потенциал энергии 

 

Медвежий угол №5. Алексей Кокорин
Справочная информация по Рамочной конвенции ООН об изменении климата и Киотскому протоколу. Информация WWF

 

УСПЕХ НА КЛИМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕГОВОРАХ В МАРРАКЕШЕ

 

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК) была принята 9 мая 1992 года и вступила в силу 21 марта 1994 года. В настоящее время сторонами конвенции являются 186 стран, включая Россию, все развитые страны и страны СНГ. Конвенция призвана объединить усилия по предотвращению опасных изменений климата и добиться стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на относительно безопасном уровне. На Первой конференции сторон РКИК, в 1995 году в Берлине, международное сообщество приняло решение начать поэтапные действия по ограничению роста поступления парниковых газов в атмосферу и создать соответствующую систему эколого - экономических отношений.

 

Рамочная Конвенция ООН
об изменении климата

 

В конце 1997 года на Третьей конференции сторон РКИК в Киото был принят Киотский протокол РКИК, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу.

 

Киотский Протокол

 

Весной 2001 г. США выступили с отказом участвовать в Киотском протоколе. Последующие действия США, в частности, обсуждение на встрече восьмерки в Генуе (20-22 июля 2001 г.) и "позитивное невмешательство" в переговоры на второй части Шестой конференции сторон РКИК (Бонн, 16-27 июля 2001 г.) и на Седьмой конференции (Марракеш 29 октября - 9 ноября 2001 г.) несколько сгладили конфликт и показали возможность "раздельного" прогресса в деле предотвращения изменений климата, то есть как скоординированных действий в рамках Киотского протокола, так и индивидуальных действий США. И в Бонне, и сейчас в Марракеше США подчеркивали, что они не будут принимать участие в первом периоде обязательств по протоколу (2008 - 2012 гг.), но примут активное участие в переговорах по второму периоду (вероятно, 2013-2017 гг.).

 

На настоящий момент Протокол подписан 84 странами, включая все развитые страны и почти все страны СНГ. Россия подписала Протокол 11 марта 1999 г. Для его вступления в силу требуется ратификация. Сейчас Протокол ратифицирован почти 40 странами (в частности, Мексикой, Румынией, Чехией, Узбекистаном, Грузией, Азербайджаном, Туркменией, Монголией).

 

Вклад России в общий выброс стран Приложения 1 (развитые страны и страны с переходной экономикой) РКИК (199 .

 

Роль России в ратификации Киотского протокола

 

Обязательства по Киотскому Протоколу

 

Ратификация Протокола Россией принципиально важна для его вступления в силу. Протокол вступит в силу только когда его ратифицируют 55 стран, причем среди них должны быть страны, ответственные за 55% выбросов СО2 развитых стран и стран с переходной экономикой в 1990 году. Здесь российская доля около 17%. Это означает, что если Россия не ратифицирует Протокол, то он в принципе не сможет вступить в силу.

 

Обязательства некоторых развитых стран также подразумевают лишь ограничение, а не снижение выбросов (Новая Зеландия, Норвегия), Австралии и Исландии разрешено увеличить выбросы. Внутри Европейского Союза имеется свое внутреннее перераспределение обязательств: так, Германия и Великобритания снизят выбросы на 15 и более процентов, Франция и Финляндия имеют обязательства аналогичные российским, а Португалии, Греции и Ирландии разрешено увеличить выбросы. Это перераспределение является своего рода внутренней "торговлей квотами" на уровне правительств стран Европейского Союза.

 

Согласно Киотскому протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой, являющиеся сторонами Протокола, должны в целом к 2008-2012 годам сократить свои выбросы парниковых газов не менее чем на 5% от уровня 1990 года. Уровень сокращения не одинаков: так, развитые страны, в частности, США, Япония и страны Европейского Союза должны добиться такого снижения уровня выбросов парниковых газов, чтобы в среднем за 2008 - 2012 годы он был на 7, 6 и 8% ниже уровня 1990 года. Россия имеет относительно "мягкие" обязательства, от нас не требуется снижать выбросы ниже уровня 1990 года, но мы и не имеем права их превысить (в среднем за 5 лет, с 2008 по 2012 год включительно). Украина имеет обязательства аналогичные российским.

 

Должна быть создана национальная система инвентаризации выбросов (их подавляющая часть не измеряется "у трубы предприятия", а рассчитывается по статистическим данным о потреблении топлива). Должен быть создан специальный Регистрационный центр, ведущий учет наличия и "движения" квот.

 

Поскольку сейчас выброс России почти на 25% ниже, чем в 1990 году, и в ближайшие 10 лет он не достигнет уровня 1990 года, основным обязательством страны по Киотскому протоколу становится учет и контроль выбросов и квот на выбросы, выпуск регулирование "оборота" квот - разрешений на выбросы.

 

На уровне отдельных секторов экономики РАО "ЕЭС России" была проведена детальная инвентаризация выбросов парниковых газов, отвечающая международным стандартам (РАО "ЕЭС России" ответственно за выброс трети СО2 ).

 

Несмотря на внешнюю сложность и объемность задачи, создание системы учета и контроля не является ни очень сложным, ни дорогостоящим. Есть развитая система учета производства и потребления энергоресурсов. Способность быстро и без больших дополнительных затрат наладить учет выбросов была в 1999 году проверена на примере Новгородской области, в 2000 г. было проведено успешное более широкое "тестирование возможностей" в Челябинской и Сахалинской областях и в Республике Хакасия, что в сумме покрывало уже около 10% от всех выбросов России. Недавно Архангельская область самостоятельно и в соответствии с международной методикой выполнила учет своих выбросов парниковых газов.

 

Эколого-экономический характер Протокола

 

"Сложение" отдельных глав инвентаризации (энергетика, промышленность, сельское хозяйство и т.п.) в единый отчет, равно как и заполнение специальных сводных форм, требуемых Секретариатом РКИК, может быть возложено, например, на Росгидромет, на который возложена обязанность поддержания официальных контактов с Секретариатом.

 

Они основаны на том, что климатические эффекты не зависят от места выброса парниковых газов, а парниковые газы в имеющихся в атмосфере концентрациях прямо не вредят здоровью человека. Эти механизмы получили название "механизмов гибкости Киотского протокола", здесь имеется в виду гибкость в выборе места и средств.

 

В России до 98% всех выбросов CO2 (или до 80% всего эффекта) дает сжигание ископаемого топлива: угля, газа и нефтепродуктов. Это означает, что проблема снижения выбросов - это проблема энергоэффективности и энергосбережения. В Протокол заложены экономические механизмы международной кооперации.

 

Механизмы международной кооперации в рамках Протокола

 

Киотский протокол - первый международный документ, использующий рыночный механизм как подход к решению глобальных экологических проблем. В нашей стране технологический потенциал энергоэффективности и энергосбережения "израсходован" еще только на небольшую часть, в то время как в странах Европейского Союза, в Японии потенциал уже почти полностью "выбран". Поэтому выполнить тот или иной проект и снизить выброс в России существенно дешевле, чем в большинстве развитых стран.

 

Кроме этого, предусмотрен и механизм "торговли квотами" на выбросы. Обязательство той или иной страны не превысить в среднем за 2008-2012 гг. определенный уровень выбросов интерпретируется как наличие у страны общенациональной квоты на выбросы - разрешения на выброс, равный обязательствам. Таким образом, квота России равна ее выбросу в 1990 году. Если страна не расходует свою квоту полностью, то она может переуступить или продать "свободную" часть другой стране.

 

Согласно Протоколу, развитые страны и страны с переходной экономикой могут совместно осуществлять проекты по снижению выбросов парниковых газов в атмосферу на территории одной из стран и затем "делить" полученный эффект - "передавать" друг другу полученные "единицы снижения выбросов". Такие проекты получили название проектов "совместного осуществления". Для сотрудничества с развивающимися странами предусмотрен в целом сходный механизм выполнения проектов, который получил название "механизм чистого развития".

 

Торговля квотами. К подобному сотрудничеству уже выразили интерес ряд российских компаний. В частности, РАО "ЕЭС России", где в последние годы уже немало сделано для повышения энергоэффективности. В конце 2000 года РАО "ЕЭС России" образовало специальный "Энергетический углеродный фонд". По мнению WWF принципиально важно, что фонд планирует работать только с "реальными" квотами, то есть с реальными снижениями выбросов в результате тех или иных проектов или программ

 

Проекты "совместного осуществления". В 1999 - 2001 гг. Россию посетили представительные делегации стран Европейского Союза, Японии, скандинавских стран, Австралии и т.п. Имеются конкретные предложения по проектам, большинство из них находится еще в начальной стадии разработки, но есть и оформленные заявки, как минимум 4 проекта уже успешно осуществляются или уже фактически завершены, и нам остается только должным образом "использовать" их результаты. Один из успешно идущих проектов достаточно крупный - совместный российско-германский проект "Газпрома" и "Рургаза" по оптимизации транспортировки природного газа.

 

"Основные направления социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу" (окончательный вариант принят Правительством РФ в июле 2001 г.) содержат раздел, посвященный охране окружающей среды, где прямо ставится задача: "Разработать методы привлечения инвестиций, используя в том числе глобальные эколого-экономические механизмы, в частности, по переуступке прав на выбросы парниковых газов..." (раздел II.3.10.2 п. 1. . Далее в тексте прямо указывается, что глобальный эколого-экономический механизм Киотского протокола весьма перспективен и может стать крупным источником инвестиционных ресурсов, направленных на борьбу с потеплением климата (раздел II.3.10.3 п. .

 

Проблема изменения климата и политика Правительства России

 

ТЭК дает до 70% общего объема парниковых газов. Первопричиной такой ситуации является высокая энергоемкость экономики (в 3,5 раза большая, чем в развитых странах), ценовые диспропорции и субсидирование, износ основных производственных фондов и т.п.

 

Однако еще большую важность Киотский протокол имеет для развития топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Фактически изложенная в Основных направлениях программа развития ТЭК - это то же самое, что и программа снижения выбросов парниковых газов.

 

Конечно, подъем экономики, на который сейчас направлены наши основные усилия, приведет к увеличению выбросов, однако по всем прогнозам выброс не превысит уровня 1990 года.

 

Планы Правительства предполагают рост ВВП к 2010 году в 1,7 раза от уровня 1999 года. Однако внутреннее потребление топливно-энергетических ресурсов должно возрасти только на 14%, что должно быть достигнуто за счет снижения энергоемкости ВВП на 36%. Таким образом, в Основных направлениях фактически определена цель Правительства по снижению удельных выбросов СО В данном контексте Киотский протокол становится дополнительным механизмом привлечения инвестиций и стимулом неукоснительного выполнения планов Правительства РФ по энергосбережению и росту энергоэффективности.

 

Межведомственная Комиссия по климату и Киотский Протокол

 

Таким образом, ограничения на выбросы парниковых газов, диктуемые Киотским Протоколом, в ближайшие 10 лет не будут оказывать сдерживающего воздействия на российскую экономику. Однако в этот период нам надо готовиться к последующему снижению выбросов - постепенно переходить на энергосберегающие технологии (что отвечает нашим целям и без всякого Киотского протокола). После предполагается развитие обязательств на 2013-2017 гг. Вероятно, пока преждевременно ставить вопрос о численных обязательствах России на этот период, однако соответствующие исследования должны быть свое-временно проведены с учетом хода выполнения планов Правительства по развитию топливно-энергетического комплекса.

 

В этих условиях на комиссию, конечно, ложится очень тяжелая задача и пути преобразования ее работы сейчас активно обсуждаются. Первый шаг уже был сделан - сейчас комиссию возглавляют 2 сопредседателя: руководитель Росгидромета А.И. Бедрицкий и заместитель министра экономического развития и торговли М.М. Циканов. Вероятно, было бы логично повысить статус комиссии до уровня правительственной во главе с одним из вице-премьеров. Соответствующие планы уже имеются, и мы надеемся, что они будут реализованы в ближайшем будущем.

 

В 1994 году была образована "Межведомственная комиссия Российской Федерации по проблемам изменения климата". Шесть лет назад комиссия в основном была ориентирована на решения научно-прикладных задач изменения климата, подготовку прогнозов и мониторинг состояния атмосферы. После принятия Киотского протокола встала задача развертывания крупномасштабных энергетических проектов и осуществления новых инвестиционных механизмов.

 

Решение о выработке соответствующих "подзаконных актов", поясняющих правила и варианты исполнения Киотского протокола, было принято в 1998 г. на Четвертой конференции сторон РКИК в Буэнос-Айресе (сам Киотский протокол был принят в конце 1997 г. на Третьей Конференции). После этого в течение трех лет велись напряженные переговоры, которые недавно завершились успехом.

 

Основные моменты принятого в Марракеше пакета документов

 

- образование и расходование фондов;
- выполнение международных проектов по снижению выбросов;
- передача и продажа квот, ведение регистра;
- учет, мониторинг и отчетность по выбросам парниковых газов;
- учет поглощения углекислого газа лесами и зачет результатов выполнения лесохозяйственных проектов;
- режим контроля за соблюдением обязательств.

 

В целом пакет ("The Marrakesh Accord") состоит из 15 документов, регламентирующих технические детали выполнения Киотского протокола:

 

- правила торговли и выполнения проектов;
- правила учета поглощения углекислого газа лесами и зачета результатов лесохозяйственной деятельности;
- режим соблюдения обязательств;
- помощь странам с переходной экономикой.

 

Для России особенно актуальны 4 документа:

 

Образование фондов. Это касается как Киотского протокола, так и собственно Климатической конвенции. В рамках Конвенции создаются 2 фонда по оказанию помощи развивающимся странам: "Специальный фонд для борьбы с изменениями климата" и "Фонд для наименее развитых стран". Для финансирования проектов и программ по адаптации к изменениям климата в развивающихся странах в рамках Киотского протокола создается "Адаптационный Фонд Киотского протокола", куда будут поступать как взносы развитых стран, так и 2%-ые отчисления от проектов Механизма Чистого Развития.

 

Также имеются 2 финансовых документа, которые, как и всякие финансовые документы, заслуживают особого внимания, хотя пока (до 2013 г.) не имеют для России большого значения.

 

Взносы в фонды делаются развитыми странами. Страны с переходной экономикой, "...которые в состоянии это сделать...", также приглашаются внести взносы. Таким образом, Россия занимает промежуточное положение, мы не можем получать средства из образуемых фондов, но и не обязаны делать туда взносы. Невозможность "зачерпывания" средств из фондов является своего рода "обратной стороной медали" членства России в Приложении 1 Конвенции, то есть среди стран, принимающих участие в торговле квотами и в проектах совместного осуществления. То есть именно эти экономические механизмы, а не донорская помощь, должны быть для нас главными в деле борьбы с изменениями климата. Однако донорская помощь также предусмотрена, но она идет не через данные фонды и только на определенные виды подготовительной деятельности.

 

Европейский Союз, Канада, Норвегия, Швейцария, Новая Зеландия и Исландия обязались платить на эти цели по 410 миллионов долларов США ежегодно, Япония выступила с отдельным политическим заявлением о своей поддержке фондов. Первый взнос в размере 10 миллионов канадских долларов обязалась сделать Канада, чтобы обеспечить незамедлительное начало работы фондов Конвенции.

 

- построении национальных систем инвентаризации выбросов парниковых газов;
- составлении прогнозов выбросов;
- оценке воздействия изменений климата на экономику, социальные проблемы и экосистемы;
- в выполнении исследовательских, образовательных, мониторинговых и некоторых других программ.

 

Помощь странам с переходной экономикой в создании систем и механизмов выполнения протокола. Документ говорит об активизации деятельности Глобального Экологического Фонда (а возможно, и других международных организаций) по помощи странам с переходной экономикой в следующих работах:

 

С другой стороны в России пока нет четкой и отлаженной системы получения и использования средств Глобального Экологического Фонда. Ряд проектов выполняется, и вполне успешно, но нужна четкая система подачи и рассмотрения заявок, включающая четко прописанную процедуру и график рассмотрения, российские критерии одобрения проектов и т.п. При наличии всего этого есть все шансы привлечь значительные безвозмездные средства и существенно облегчить создание и работу системы инвентаризации и мониторинга выбросов парниковых газов, существенно поддержать российские климатические и социально-экономические исследования.

 

Документ не содержит численных значений взносов развитых стран на эти цели, но призывает сделать взносы в кратчайшие сроки. Учитывая наши сложности с финансированием исследовательских и образовательных программ, проблемы детального учета и прогноза выбросов, безвозмездное получение грантовых средств выглядит очень уместным.

 

Фактически такой подход позволяет нам уже с 2008 года продавать столько квот, сколько позволит экономическое развитие страны и состояние мирового рынка.

 

Торговля квотами и выполнение международных проектов по снижению выбросов. Здесь России удалось избежать излишних ограничений. По торговле была принята концепция резервирования определенной части квот на период действия обязательств (2008-2012 гг. включительно). Имеется в виду, что до начала 2013 года можно продать или все "свободные" квоты, полученные по данным последней инвентаризации (вероятно, 2007-ого года), или 10% от всего выброса страны в 1990 году (в зависимости от того, какая цифра окажется большей).

 

В документе детально прописано, как ведется мониторинг и верификация результатов проектов, каковы требования к контролирующим организациям, как ведется регистрация принадлежности и "движения" квот. Сами квоты подразделены на 4 категории, то есть отдельно от "обычных" квот выделяются квоты, полученные по международным проектам (отдельно в развитых и в развивающихся странах), и отдельно поглощение углекислого газа лесами.

 

Принципиально важно, что все квоты (кроме некоторых ограничений на "лесные" квоты и квоты международных проектов) могут накапливаться и переноситься на следующий период обязательств. Именно это позволяет России регулировать рынок, ограничивая предложение квот и запасая их на будущее, на 2013-2017 гг., когда наши выбросы, вероятно, будут больше обязательств по протоколу и запас будет более чем к месту.

 

- Страна должна ратифицировать протокол.

 

Важным моментом являются требования к стране для начала передачи или продажи квот. России удалось добиться максимально простых условий, фактически их всего четыре:

 

- Должен работать национальный регистратор принадлежности и "движения" квот.

 

- Должна работать система инвентаризации выбросов, соответствующая разработанным международным требованиям.

 

В принципе все эти требования к началу торговли не представляют большой сложности, но требуют немало "бумажной" работы и определенных средств. В России есть неплохая система учета потребления топлива (учет выбросов в основном сводится с учету потребления топлива), есть организации, имеющие опыт ведения в целом сходных регистров держателей акций.

 

- Страна должна в срок и в оговоренном объеме направлять в Секретариат соответствующую отчетность.

 

Специальный документ посвящен поглощению углекислого газа лесами, так называемым стокам. Можно еще раз отметить, что в правилах торговли и передачи квот было принято решение ввести специальные единицы учета стоков, чтобы отделить их от единиц снижения выбросов. Это очень важный шаг против подрыва рынка с помощью дешевых лесных квот (прежде всего, квот, полученных в тропических странах, где 1 тонна "поглощенного углерода" стоит в 2,5 - 6 раз дешевле, чем в России).

 

Также представляется важным, что стороны Конвенции решили "...воздержаться от использования единиц сокращения выбросов, полученных в результате использования атомных электростанций..." на чужой территории. Здесь, конечно, не имеется в виду как-либо ограничивать использование атомной энергетики ни в России, ни за рубежом, это просто не имеет к Киотскому протоколу никакого отношения. Речь идет лишь о том, что снижение выбросов, достигнутое с помощью атомной станции в чужой стране, например, в Индонезии, не может быть передано Франции или России и не может быть предметом торговли квотами. Снижение выбросов, полученное за счет наших атомных станций в России, под данное ограничение, конечно, не попадает.

 

Установлены четкие численные и временные ограничения. Так, развитые страны могут получать от лесных проектов Механизма Чистого Развития в развивающихся странах в сумме не более 1% от их собственной квоты на выброс. Причем такие проекты должны охватывать только лесовосстановление на землях, не покрытых лесом начиная с 1 января 1990 года.

 

Документ устанавливает четкие определения лесных и лесохозяйственных терминов, обязательных для использования в первый период обязательств по протоколу. Приняты решения о проведении методических и исследовательских работ.

 

Однако проблема не в цифре, а в том, как практически использовать эту квоту. Леса в России растут намного медленнее, чем в тропиках, а затраты намного выше. Наши меры по управлению лесным хозяйством (посадка и возобновление лесов взамен вырубленных), увы, не смогут здесь конкурировать, а с нас будут требовать детальную ежегодную отчетность по этим мерам, что достаточно сложно и недешево. Тогда не лучше ли России пока, на первый пятилетний период обязательств по протоколу, отказаться от использования таких лесных квот, сконцентрироваться на энергетических проектах, заключить с Европейским Союзом, Японией или другими странами соглашение о "зеленых" инвестициях в развитие энергетики с обязательным отчислением части средств на лесные, экологические и исследовательские проекты.

 

Зачет поглощения углекислого газа в результате лесохозяйственных мер также не может превышать предельных величин. Здесь Россия настояла на выделении самого большого объема - 33 млн. тонн углерода в год (что в 2,75 раза больше, чем у Канады). С другой стороны, это всего около 4% от всех выбросов России (по состоянию на 1990 год, от которого ведется "отсчет" квот), то есть совсем немного.

 

- может требоваться представление плана действий по возврату к соблюдению обязательств;
- может быть временно аннулировано право страны продавать квоты;
- может быть произведен вычет недостающих квот из второго периода обязательств, но с повышающим коэффициентом 1,3 (то есть из периода 2013-2017 гг. будет вычитаться на 30% больше, чем величина нарушения в 2008-2012 гг.).

 

Режим соблюдения обязательств - процедуры и правила работы специального образуемого Комитета по соблюдению обязательств. Приняты решения по структуре и формированию состава Комитета. Он будет состоять из 2 органов. Первый орган призван при возникновении затруднений помочь странам выполнить обязательства, а второй орган вправе принимать меры принуждения. В зависимости от "тяжести" нарушения от страны-нарушителя:

 

Приняты четкие организационные и временные рамки подачи заявлений о нарушениях, принятия решений и рассмотрения апелляций. Право возбуждать "дело" имеют страны и официальные органы Конвенции, в то время как ведущие неправительственные и межправительственные организации могут представлять на рассмотрение Комитета техническую и прочую информацию об имеющихся нарушениях.

 

Как можно видеть, не предусмотрено никаких финансовых штрафных санкций.

 

Одним из основополагающих событий на этом пути должен стать Всемирный Климатический Форум, идея проведения которого в России в 2003 году была высказана Президентом России В.В. Путиным в Генуе и была поддержана всеми лидерами восьмерки.

 

После достижения соглашения в Бонне и в Марракеше дорога к ратификации, а затем и к практической реализации Киотского протокола открыта.

 

WWF выражает надежду, что за 2002 год России удастся ратифицировать Киотский протокол, а в 2002-2003 гг. создать собственную законодательную базу и начать широкомасштабные международные проекты по повышению энергоэффективности и энергосбережению, что приведет к существенному снижению выбросов парниковых газов.

 

Этот Форум (или его политическая часть) имеет все шансы стать Первой конференцией сторон Киотского протокола (и Девятой конференцией сторон Конвенции об изменении климата) и, тем самым, подчеркнуть глобальную роль нашей страны в усилиях по предотвращению изменений климата.

 



 

Способы продвижения возобновляем. Экологоэнергетические аспекты ст. Газ в обмен на электричество. С директивой. Применение утилизационныхтурбодетандерных установок дляпроизводства электроэнергии на ГРС.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.018