Главная >  Потенциал энергии 

 

Перспективы дерегулирования рынкаприродного газа в России. О.А. Эйсмонт

 

С.Я. Чернавский,

 

Газоваяотрасль России - одна из важнейших не толькодля России, но и для многих других стран.Запасы природного газа в России составляютоколо 1/3 мировых запасов, а доля России вмировой добыче природного газа составляетоколо 25 %.

 

Введение

 

Приэтом сложилась парадоксальная ситуация,когда «лимиты» потребления природного газаустанавливает ОАО «Газпром», а тарифы -Федеральная служба по тарифам. Разумеется,в таких случаях невозможно добитьсясбалансированности рынка природного газа.В этом отношении положение дел в газовойотрасли России еще хуже, чем в СССР, где и «лимиты»потребления природного газа, и тарифы нанего устанавливались однимгосударственным органом - Госпланом.

 

Газоваяотрасль в России сильно монополизирована,ОАО «Газпром» добывает примерно 87 %российского природного газа. Кроме того,Газпром - собственник всех магистральныхгазовых сетей и всех подземных хранилищгаза на территории России и являетсяединственным экспортером природного газаиз России. Он же доминирует в сферахраспределения и сбыта природного газа,контролируя около 70 %газораспределительных организаций (ГРО),разрабатывает баланс российского газа,устанавливает лимиты отпуска природногогаза российским потребителям, управляетрежимами пропуска газа по магистральнымгазопроводам, перерабатывает практическивесь объем нефтяного попутного газа (НПГ),выделяемого при добыче нефти в ЗападнойСибири. Кроме того, ОАО «Газпром» имеет своидочерние компании, занимающиеся добычейнефти, производством электроэнергии,сжиженных газов, нефтехимических продуктов.

 

Внутренниецены природного газа устанавливаютсягосударством, при этом их уровень остаетсявесьма низким (Так, в 2002 году средняя ценаприродного газа в России была на 35 % нижецены угля, в то время как в странах срыночной экономикой она существенно вышецены угля.). Это создает дополнительныеэкономические преимущества российскимтоварам на внутренних и мировых рынках.

 

Враспоряжении ОАО «Газпром» находятся такиегигантские месторождения, как Уренгойское,Ямбургское, Медвежье, а при этом этойкомпании не приходится платить заинвестиции, сделанные до 1992 года.

 

Врезультате возникла потребностьреформирования российской газовой отрасли,сложившейся в ней системы распределениягаза и ценообразования. Учитывая, чтогазовая отрасль во всех развитых странах втечение многих десятилетий регулироваласьгосударством, а позже многие из них сталипостепенно переходить на еедерегулирование, этот опыт дерегулированияпредставляет для России большой интерес.

 

Однако,вышеупомянутые гигантские газовыеместорождения к концу прошлого векавступили в фазу падающей добычи, чтообуславливает необходимость разработкиновых месторождений, большая часть которыхрасположена в еще более трудныхклиматических условиях, чемразрабатываемые сегодня. Кроме того,нарастает износ магистральной ираспределительной газовых сетей. Все этотребует новых инвестиций, доля которых виздержках производства существенновозрастает.

 

Рисунок Основные потоки природного газа в США.

 

Наибольшийпрогресс в этой области достигнут в США, гделиберализация рынка природного газа быланачата еще в 1978 году. Продолжаетсялиберализация рынка природного газа вЕвропейском Союзе. Зрелость рынкаприродного газа в США обусловлена рядомобстоятельств. Во-первых, США имеетдлительную историю газоснабжения,восходящую еще к эпохе использованиякаменноугольного газа. Во-вторых, в США втечение более ста лет совершенствовалисьрыночные институты и институты порегулированию газовой отрасли. Наконец, вСША создана довольно плотная иразветвленная сеть газопроводов. Картаразмещения газовых месторождений имагистральных газопроводов, приведеннаяниже, это иллюстрирует (рис. .

 

-Внутренние источники довольно равномернораспределены по территории, что, во-первых,давало возможность транспортироватьприродный газ по газопроводам допотребителей на относительно небольшиерасстояния, во-вторых, было барьером дляобразования монополии по добыче природногогаза, и, в-третьих, позволяло многимрегионам получать практический опытинституционального развития газовойотрасли.

 

Такимобразом, в США не только созданаинституциональная среда для конкурентногорынка природного газа, но имеютсяобъективные условия для его формирования:

 

-Вдоль северной и южной границ имеютсяисточники природного газа, связанные спотребителями, расположенными внутристраны.

 

-На рынке действует большое числодобывающих компаний (около 800 .

 

-Морские терминалы, через которыеимпортируется сжиженный природный газ (СПГ),расположены в зонах потребления природногогаза.

 

-На восточной и западной границах СШАрасположены морские терминалы по приемуСПГ, хотя пока их число невелико.

 

-Газопроводы принадлежат различнымсобственникам.

 

-По территории страны проложена плотнаясеть газопроводов с большим количествомпересечений, что дает возможностьпотребителям получать природный газ изразличных источников.

 

Рисунок Расположение рыночныхплощадок природного газа в США.

 

К2003 году на территории США функционировало 29рыночных площадок по продаже природногогаза по свободным ценам. Их положение натерритории США показано на рис. 2.

 

Рисунок Система газопроводов вЕвропе.

 

Объективныепредпосылки для создания конкурентногорынка природного газа имеются и в Европе,что иллюстрирует рис. Правда, вотличие от США в Европе практически нетместорождений природного газа,расположенных на суше. Однако имеетсямножество внешних источников природногогаза. Кроме того, создана разветвленная иплотная сеть газопроводов.

 

Темпыразвития конкурентного рынка природногогаза в Европе несколько отстают от США. Этов значительной мере объясняетсянеобходимостью согласованиязаконодательства европейских стран. Посуществу, только с созданием ЕвропейскогоСоюза стала возможной организация единогоевропейского рынка природного газа, что, вчастности, выразилось в принятии ДирективыЕвропейского Союза по газу.

 

Потребителиприродного газа в Европе могут получать его(как по газопроводам, так и в виде СПГ черезморские порты) из различных источников:Северного моря, Алжира, России, Ближнего иСреднего Востока, Туркменистана и другихстран. Таким образом, и в Европе, в основном,существуют те объективные условия, которыебыли перечислены выше, когда речь шла орынке газа в США, и которые являютсянеобходимыми для создания конкурентногорынка природного газа. Однако числонезависимых поставщиков природного газа вЕвропе существенно меньше, чем в США.Следует отметить, что такой крупныйпоставщик природного газа в Европу, какРоссия, обеспечивающая около 25 % всегопотребляемого газа, имеет значительнуюрыночную власть.

 

Расположениегазовых месторождений по территории России,их удаленность от основных потребителейприродного газа, плотность газопроводовотличаются от соответствующих показателейи в США, и в Европе (см. рис. .

 

Являетсяли либерализация рынка природного газаперспективной для России? Существуют лисегодня для этого необходимые объективныеусловия?

 

Основныеместорождения природного газасконцентрированы в Западной Сибири и наЯмале, хотя все еще добывается природныйгаз из Оренбургского газовогоместорождения, а в перспективе появятсяновые крупные районы газодобычи -Штокмановское, Ковыткинское и Сахалинскоеместорождения. Следует отметить также, чтои разрабатываемые в Западной Сибиригазовые месторождения расположены надостаточно большой территории, неисключающие возможность их эксплуатациинесколькими компаниями. Необходимо такжеотметить, что значительные ресурсыприродного газа могут быть получены изнефтяных месторождений, расположениекоторых не совпадает с расположениемгазовых месторождений.

 

Рисунок Система магистральныхгазопроводов на территории России.

 

Исходяиз вышесказанного, можно заключить, чтообъективных условий для полно-масштабнойлиберализации рынка природного газа вРоссии пока нет. Тем не менее, учитываядовольно большое число независимыхгазодобывающих и нефтяных компаний, долякоторых в общей добычи природного газапостоянно растет, можно рассчитывать наорганизацию относительно небольшогосвободного рынка природного газа. Следуетзаметить, что и в настоящее в Россиисуществуют региональные площадки, гдеосуществляется свободная торговляприродным газом, правда, в небольшихобъемах.

 

Чтокасается магистральной газопроводнойсистемы, то, как видно на рис. 4, газо-снабжающаясистема в России значительно менее плотная,в ней меньше, чем в США или в Европе,количество пересечений магистральныхгазопроводов.

 

Поскольку,как показано выше, и в США, и в Европе, кмоменту либерализации рынков природногогаза для нее в этих регионах были ужесозданы необходимые условия, во всехработах, посвященных моделированию рынковприродного газа, последние рассматривалиськак однородные дерегулированные рынкиприродного газа.

 

Анализупоследствий либерализации рынковприродного газа в США и Европе посвященобольшое число работ (см., например, O’Neil etall., 1992; Y cel, 1990; Huntington, 1992; Heal, 1990; Cremer, Laffont,200 .

 

Вработах (Некрасов, Синяк, 200 и (Синяк,Куликов, 200 прогнозы цен природного газаразрабатываются в рамках этого подхода кценообразованию.

 

ВРоссии, для того природного газа, которыйпоставляется российским потребителям ОАО «Газпром»,являющимся основным производителемприродного газа, цены на негоустанавливаются государством. СогласноЭнергетической стратегии России на периоддо 2020 года, утвержденной ПравительствомРоссии в 2003 году (Энергетическая стратегия,200 , «цены на газ будут устанавливатьсяметодом регулирования…». Государственноерегулирование цен на газ рассматривается вэтом документе как «важнейшее направлениеценовой политики» в энергетическом секторе.

 

Это,вероятно, стимулировало дальнейшееобсуждение вопроса о перспективахорганизации свободного рынка природногогаза. В ряде работ стал рассматриватьсядвухсекторный рынок природного газа,состоящий из регулируемого сектора исектора свободной торговли (хотя в работе (Волконский,Кузовкин, 200 сделана попытка доказатьнеэффективность и даже противозаконностьорганизации двухсекторного рынкаприродного газа). Так, в 2003 году былаопубликована Концепция реформированиягазовой отрасли и развития рынка газа,подготовленная РСПП (см. РСПП, 200 , вкоторой цены природного газа былирассчитаны ИНЭИ. Из описаний, приведенных вэтой работе, неясно, какой метод былиспользован для прогноза цены газа.

 

Вто же время в Энергетической стратегииРоссии (Энергетическая стратегия, 200 говорится о том, что одним из приоритетныхнаправлений структурных изменений вгазовой отрасли России будет «поэтапныйпереход к эффективному внутреннему рынкугаза».

 

Рисунок Динамика цен газа нароссийском рынке по Концепции РСПП.

 

Некоторыерезультаты этой работы представлены ниже.На рис. 5 показана динамика ценприродного газа на российском рынке в двухсекторах: регулируемом и свободном. Каквидно, цены газа в секторе свободнойторговли существенно выше регулируемоготарифа на газ.

 

Рисунок Отношение цены в свободном секторе к регулируемой цене газа на российском рынке (концепция РСПП).

 

Соотношениеуровней цен в секторах рынка показано на рис.6.

 

Результаты,приведенные на рис. 5 и 6, показывают, чтосвободная торговля природным газом весьмавыгодна для производителей природного газапо сравнению с поставкой газа порегулируемым ценам. Видимо, это, по мнениюавторов рассматриваемой работы, явилосьсущественным мотивом для задания быстрогоповышения доли сектора свободной торговлив общем объеме российского рынка газа.Динамика роста этого сектора рынкапоказана на рис. 7.

 

Рассчитанопо (РСПП, 200

 

Построенопо данным (РСПП, 200

 

Рисунок Доля свободного сектора рынка газа поКонцепции РСПП.

 

Рисунок Динамика цены природного газа на внутрироссийском рынке газа и отношение этой цены к тарифу в сценарииИНЭИ при переходе к полномасштабному конкурентному рынку в течении 10 лет.

 

Вработе (ИНЭИ, 200 рассматривались двасценария развития либерализации рынкаприродного газа в России. В одном сценариипредполагалось, что свободныевнутрироссийские цены газа поднимутся доуровня «конкурентных» цен за 5 лет, в другом- за 10 лет. В качестве «конкурентной»цены принималась цена природного газа наевропейском рынке за вычетом экспортныхпошлин и затрат на транспорт газа из Россиив Европу. Динамика цен газа во второмсценарии, который рассматривается авторамиуказанной работы как наиболее реалистичныйи целесообразный, показана на рис. 8.

 

Согласноэтим оценкам цена природного газа на рынкеза 10 лет, т.е. к моменту полномасштабногофункционирования свободного рынка газа,увеличится в три раза. Другой существенныйрезультат, полученный в указанной работе, -превышение цен природного газа насвободном рынке по сравнению с тарифом.Такие прогнозные оценки, разумеется,формируют у ОАО «Газпром» позитивноеотношение к конкурентному рынку, посколькуцены на нем ожидаются более высокими посравнению с ожиданиями относительнотарифов на природный газ.

 

Рассчитанопо данным (Макаров, Малахов, 200

 

Оценкинекоторых других авторов не стольоптимистичны для ОАО «Газпром» в отношениироста его доходов, однако большинствосогласно с тем, что в любом случае цены насвободном рынке природного газа будутсущественно выше тарифов (например, вработе (Петров, 200 это превышениесвободной цены над тарифом оценивается в30-50%).

 

Такимобразом, можно говорить о том, что работы (РСПП,200 и (Макаров, Мала-хов, 200 - источникивесьма позитивных ожиданий ОАО «Газпром» вотношении увеличения своих доходов вслучае организации и дальнейшего ростасектора свободной торговли природным газом.

 

1.Модель двухсекторного рынка природногогаза

 

Однакоорганизация свободного рынка природногогаза не обязательно должна привести ксущественному превышению цен газа насвободном рынке по сравнению срегулируемой ценой. Для проверки этогоутверждения были выполненысоответствующие расчеты. При этом былисделаны расчета и для условий, которые былииспользованы в расчетах ИНЭИ, результатыкоторых вошли в Концепцию РСПП.

 

Длярегулируемого сектора устанавливаются «лимиты»потребления природного газа - и тариф на газ для всех потребителей - ,по которому природный газ продаетсяпотребителям в пределах установленногообъема лимитов. Предполагается, что спросна природный газ описывается обратнойфункцией спроса ,где P – цена природного газа, q –объем его потребления.

 

Предполагается,что рынок газа будет состоять изрегулируемого сектора и сектора свободнойторговли. В регулируемый сектор природныйгаз поставляется единственным поставщиком- ОАО «Газпром» по регулируемому тарифу. Всекторе свободной торговли, наряду с ОАО «Газпром»,газ поставляют независимые производители.

 

1.1.Свободный сектор с одним поставщиком газа

 

Нижерассматриваются два случаяфункционирования свободного рынка. Впервом из них к свободной торговле допущентолько один участник, что дает емумонопольную рыночную власть в этом секторерынка. Этот случай важен для того, чтобыпонять насколько использованиемонопольной рыночной власти ОАО «Газпром»скажется на ценах газа в секторе свободнойторговли. Во втором случае в свободномрынке участвуют, кроме ОАО «Газпром», инезависимые производители природного газа.

 

Рисунок Обратная функция спроса на газ в секторесвободной торговли.

 

Вобоих секторах рынка действует лишь одинпоставщик природного газа – ОАО «Газпром».Предполагается, что обратная функцияспроса на природный газ является линейной,т.е. (рис. . Тогда функция спроса наприродный газ на свободном рынке будетиметь вид .

 

Рисунок1 Свободный рынок газа с одним поставщиком.

 

Предельныеиздержки ОАО «Газпром» полагаютсяпостоянными. В случае линейной функцииспроса функция предельного доходамонополии от операций на свободном рынкеприродного газа будет иметь вид (рис. 1 .

 

( Предельные издержки монополии достаточнонизки, т.е. .При этом равновесие на рынке соответствуетточке Y, цена газа в свободном секторебудет ниже установленного тарифа и соответствовать точке К.

 

Взависимости от соотношения тарифов на газ ипредельных издержек его производствасуществуют следующие три случаяустановления равновесных цен свободногорынка.

 

( Предельные издержки находятся в диапазоне .Тогда возможны три равновесных состояния,соответствующие точкам A, E и G,при этом равновесия A и Gсоответствуют максимуму прибыли и потомуустойчивы, а равновесие E соответствуетлокальному минимуму прибыли монополии ипотому неустойчиво.

 

( Предельные издержки монополии находятся вдиапазоне .В этом случае равновесная цена на свободномрынке будет равна тарифу, и, следовательно,весь природный газ продается по тарифу.

 

Потериобщественного благосостояния в этом случаепо сравнению с предыдущим случаем равныплощади трапеции ACDE. Эти потериобусловлены монополией ОАО «Газпром».

 

Вслучае равновесия, соответствующего точке G,ОАО «Газпром» продает весь природный газ порегулируемому тарифу и его прибыль равнаплощади прямоугольника .Если же равновесие соответствует точке A,то газ продается на обоих рынках, при этомприбыль ОАО «Газпром» будет равна суммеплощадей прямоугольников и EDFG. Таким образом,разница в прибылях ОАО «Газпром»,соответствующих равновесным состояниям Aи G, будет равна разнице площадей и AbDE. Можно показать, чтоплощадь прямоугольника больше площади прямоугольника AbDE,т.е. равновесие, соответствующее точке A,обеспечивает монополии более высокуюприбыль, чем равновесие, соответствующееточке G. Поэтому в свободном секторереализуется равновесие, соответствующееточке A, при этом цена газа будет вышетарифа.

 

(

 

Пусть -доля свободного рынка при цене, равнойтарифу. Тогда

 

Нетрудновидеть, что при цене свободного рынка,превышающей тариф, доля сво-бодного рынкабудет меньше .

 

где.

 

(

 

Призаданных предельных издержках монополии можно определить такую долю свободногорынка газа (называемую критической), при которой ценагаза на свободном рынке будет равна тарифу .Нетрудно показать, что

 

Рисунок 1 Влияние доли свободного сектора в общем объеме потребления газа на цену газа в свободном секторерынка.

 

Еслидоля свободного рынка ,то, как следует из рис. 10, цена газа насвобод-ном рынке будет равна тарифу. Такимобразом, зависимость цены газа в свободномсекторе рынка от его доли в двухсекторномрынке имеет вид, представленный на рис. 11.

 

1.2.Свободный сектор с независимымипоставщиками природного газа

 

Такимобразом, в условиях монополии ОАО «Газпром»на свободном рынке природного газа ценагаза на свободном рынке при егоотносительно небольшой доле в структуредвухсекторного рынка будет равнарегулируемому тарифу. Если свободный рынокгаза будет довольно большим, так что егодоля будет выше критического значения, тоцена газа на свободном рынке окажется вышерегулируемого тарифа.

 

Такимобразом, в рамках сделанных предположений всвободном секторе действует доминирующаякомпания - ОАО «Газпром» в конкурентномокружении независимых компаний. Кроме того,предполагается, что ОАО «Газпром» -единственный поставщик «лимитного» газа, т.е.он продолжает оставаться монополистом врегулируемом секторе.

 

Вэтом случае в свободном секторе действуют,кроме монополиста - ОАО «Газпром»,независимые компании. В настоящее времядоля независимых компаний в общей добычеприродного газа составляет около 12 %.Предполагается, что эти компанииотносительно малы, их достаточно много, такчто они ведут себя конкурентным образом.Предполагается, кроме того, что предельныеиздержки добычи газа у независимыхкомпаний - выше, чем у ОАО «Газпром», но ниже тарифа.Такое предположение основано на том, чтоОАО «Газпром» добывает природный газ,главным образом, из гигантскихместорождений, инвестиции в которые былисделаны еще до образования этой компании засчет государственных средств. При этомгосударство не потребовало у ОАО «Газпром»возврата этих средств. В то же времянезависимые производители, как правило,вкладывают собственные средства в добычу,разрабатывают более мелкие, чем ОАО «Газпром»месторождения. Все это приводит к большим,чем у ОАО «Газпром», предельным издержкамдобычи газа независимых производителей.

 

Рисунок 1 Функции спроса в случае, когда в свободном секторе, кроме ОАО «Газпром» действуют независимые производители.

 

Присделанных предположениях функцияостаточного спроса на природный газ для ОАО«Газпром» будет соответствовать линии (рис. 1 .

 

Рассмотрим,далее, случай, когда доля свободного рынка - и предельные издержки Газпрома достаточномалы, так что существуют только дваравновесных состояния – А и Е. Вусловиях полной информации о функцииспроса на газ и предельных издержкахнезависимых компаний Газпром выберетравновесное состояние, соответствующееточке А, если площадь прямоугольника больше площади прямоугольника .Пусть предельные издержки независимыхкомпаний достаточно велики, так что площадьпрямоугольника больше площади прямоугольника .

 

Тогдапредельный доход Газпрома будетсоответствовать линии MLHKVGCDFX (рис. 1 .При этом возможно существование трехустойчивых равновесных состояниясвободного рынка газа – S, W, Z.

 

Нетрудновидеть, что при снижении предельныхиздержек независимых компаний площадьпрямоугольника остается неизменной, а площадьпрямоугольникауменьшается, стремясь в пределе (при) к нулю. Таким образом, при некоторомкритическом значении предельных издержекнезависимых компаний площадь прямоугольника станет меньше площади прямоугольника и равновесие перейдет из точки Е вточку А. На рис. 14 демонстрируетсязависимость цены свободного рынка отпредельных издержек независимых компаний.Равновесие, соответствующее точке Е,характеризуется ценой, равной предельнымиздержкам независимых компаний. При этом,однако, Газпром будет единственнымпоставщиком газа на свободный рынок, таккак он сможет установить цену свободногорынка, равную ,где -достаточно малая величина. Хотя вотносительно краткосрочной перспективе, сточки зрения общественного благосостояния,такое поведение Газпрома вполне допустимо,в более долгосрочной перспективе этоприведет к уходу независимых компаний срынка и, соответственно, к монопольномуположению Газпрома. Следствием этого будет,как показано выше, повышение ценысвободного рынка до уровня тарифов. Поэтомуследует ограничить участие Газпрома насвободном рынке.

 

Рисунок 1 Свободный рынок газа с несколькими производителями.

 

2.Оценка различных сценариевфункционирования свободного рынка

 

Рисунок 1 Зависимость цены газа на свободном рынке от предельных издержек независимых компаний.

 

Величинарегулируемого тарифа определяетсясогласно договоренности России с ЕС овступлении России в ВТО, предусматривающейувеличение цены газа в регулируемомсекторе до уровня 37-42 долл./1000 м3 к 2006 г., а к2010 году - до 49-57 долл./1000 м3.

 

Дляколичественных оценок функционированиядвухсекторного рынка природного газаиспользовались следующие исходные данные.

 

Используяфактические значения объема потребленияприродного газа в России и тарифа, впредположении, что эластичность спроса поцене -0,3 , были определены параметры функцииспроса.

 

Внастоящей работе была использованалинейная функция спроса на газ. Такой выборобусловлен отсутствием сколько-нибудьнадежных оценок функции спроса наприродный газ в России, а такжевозможностью упростить решениерассматриваемой задачи.

 

Таблица Параметры, использованные в модели. 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 Предельные издержки Газпром 18,2 18,2 18,2 18,2 18,2 18,2 18,2 18,2 Цена в регулируемом секторе 22,2 27,3 33,5 39,5 42,5 45,8 49,2 53 Наклон функции спроса - -0,29 -0,29 -0,29 -0,29 -0,29 -0,29 -0,29 Потребление на внутреннем рынке, всего 417,5 422,0 437,6 452,1 444,9 450,5 454,4 454,3

 

Втаблице 1 представлены используемые вмодели параметры.

 

Всоответствии со сценарием РСПП долясектора свободной торговли природным газомв двухсекторном рынке природного газадолжна вырасти с 33 % в 2004 году до 81 % в 2010 году.Эта динамика развития масштаба свободногорынка природного газа была использованадля расчета цен газа на свободном рынке спомощью модели, предложенной в даннойработе. Полученная динамика цен газа насвободном рынке была сопоставлена с тойдинамикой цен, которая была получена РСППна модели, описание которой в концепцииРСПП не приводится.

 

Вработе анализируются два сценария развитиядвухсекторного рынка газа. В первомсценарии динамика роста доли свободногосектора принята по работе (РСПП, 200 (см. рис. в соответствии с прогнозом РСПП (этотсценарий далее назван сценарием РСПП).

 

Результатырасчетов цены газа на свободном рынке дляэтих сценариев представлены на рис. 15.

 

Вовтором сценарии (далее общественнооптимальный сценарий рынка, сокращенноООСР) доля свободного сектора не задаетсяэкзогенно, как в сценарии РСПП, аопределяется исходя из максимизацииобщественного благосостояния на основеописанной выше модели двухсекторного рынкагаза.

 

Рисунок 1 Сравнение динамики цены в свободном секторе при различных сценариях увеличения свободного газовогорынка в России.

 

Обращаетна себя внимание то, что цены природногогаза на свободном рынке, предсказанные РСПП,существенно ниже тех цен, которыеформируются при максимизацииобщественного благосостояния. В 2009 году,согласно приведенным на рис. 15результатам, общественно оптимальные ценыгаза на свободном рынке будут на 12 % вышеоценок РСПП. Таким образом, реальные ценыприродного газа при тех масштабахсвободного рынка, которые были предложены вконцепции РСПП, будут существенно вышепрогнозируемых РСПП, что увеличиваетфинансовую нагрузку на потребителейприродного газа.

 

Из этогоследует, что:

 

Этообъясняется завышенной долей секторасвободной торговли в сценарии РСПП посравнению с той динамикой доли секторасвободной торговли, которая соответствуетсценарию, в котором определяетсяобщественно оптимальная доля свободногорынка газа и в котором ОАО «Газпром» имеетменьшую рыночную власть в свободномсекторе, чем в сценарии РСПП.

 

-Большая доля свободного сектора необязательно является оптимальной (с точкизрения общественного благосостояния).

 

-Роль Газпрома в свободном секторе должнабыть ограничена.

 

Такимобразом, анализ двухсекторного рынкаприродного газа показал, что организациясектора свободной торговли требуеттщательного моделирования поведения рынкас учетом фактических предельных издержекГазпрома и независимых производителей,расчета предельных возможных поставокГазпрома в сектор свободной торговли, атакже определения общественно оптимальнойдоли сектора свободной торговли. Этопозволит избежать отклонения поведениярынка от общественно оптимальнойтраектории развития.

 

-Быстрый переход к свободному рынку,предусматриваемый концепцией РСПП, неявляется оптимальным с точки зренияинтересов общества в целом.

 

Такимобразом, в российских условиях,характеризующихся относительно высокойконцентрацией газовых месторождений,низкой плотностью газовой магистральныхтрубопроводов, широкомасштабнаялиберализация рынка природного газа вближайшем будущем вряд ли целесообразна.

 

Однакоэкономическая теория и практикафункционирования газовой отрасли в Россиипоказывает, что этого еще недостаточно длятого, чтобы либерализация газовой отраслистала общественно эффективной мерой.

 

Организацияширокомасштабного свободного рынкаприродного газа в России едва лицелесообразна в ближайшей перспективе.

 

Выводы

 

Еслидоля свободного сектора достаточно мала, топри вполне реалистичных условиях ценаприродного газа на свободном рынке непревысит регулируемого тарифа, даже, еслиединственным поставщиком газа на свободныйрынок будет ОАО «Газпром». В случае участияв свободном рынке независимых компанийнеобходимо ограничить участие в нем ОАО «Газпром».

 

Вроссийских условиях возможна организациядвухсекторного рынка природного газа,включающего регулируемый сектор, гдепоставщиком является ОАО «Газпром», исвободный сектор, где помимо ОАО «Газпром»могут участвовать независимые от ОАО «Газпром»производители и поставщики природного газа.

 

ВолконскийВ.А., Кузовкин А.И. Газовый комплекс: вопросыценового и финансового регулирования.Проблемы прогнозирования, 2005, № 2, с. 19-36.

 

Литература

 

НекрасовА.С., Синяк Ю.В., 200 развитие энергетическогокомплекса России в долгосрочнойперспективе. Проблемы прогнозирования, 2004,№ 4, с. 35-58.

 

МакаровА.А., Малахов В.А., 200 Выбор компромиссногосценария вывода потребителей срегулируемого на конкурентный рынок спомощью модели экономики. Доклад ИНЭИ РАН.КРГ, ноябрь 2005.

 

РСПП,200 Концепция РСПП по реформированиюгазовой отрасли и развитию рынка газа. РСПП.

 

ПетровА.А., 200 Система ценообразования на газ иосновные задачи в области газоснабжения.Вестник ФЭК России, 2003, № 1.

 

Энергетическаястратегия России на период до 2020 года. 2003.Распоряжение Правительства РФ от 28 августа2003 г. № 1234-р. ТЭК, 2003, № 2, с. 5-37.

 

СинякЮ.В., Куликов А.П., 200 Два подхода к оценкеперспективных цен на нефть и газ ипотенциальной природной ренты в России.Проблемы прогнозирования, 2005, № 5, с. 96-118.

 

Landes,A., R. Smith and E. Savchik. 200 Gazprom: Don’t Miss It! Renaissance,Capital, Moscow, April.

 

Tarr,D. and P. Thomson, “The Merits of Dual Pricing of Russian Natural Gas”, theWorld Bank, July 2003.

 

Y celM.K., 199 A Dynamic Model of Natural Gas Deregulation. Energy Economics,January, pp. 35-47.

 

O’NeilR.P., C.S. Whitmore and G.J. Mahrenholz, 199 A Comparison of Electricity andNatural Gas Markets and Regulation in USA. Utility Policy, July, pp. 204-227.

 

HealD.W., 199 From Monopoly to Competition: Marketing Natural Gas in the UK.Utilities Policy, October, pp. 54-64.

 

HintingtonH.G., 199 U.S. Natural Gas Markets: A Structural Model Comparison. Journal ofPolicy Modeling, vol. 14, pp. 13-39.

 

 

CremerH., J.-J. Laffont, 200 Competition Gas Markets. European Economic Review,v.46, pp.928-935.

 



 

Калифорния ограничивает выбросы. Коровья отрыжка опаснее перерабо. Применение механизмов киотского. Украина переходит на биотопливо. Линии электроосвещения.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0144