Главная >  Потенциал энергии 

 

Повышения энергоэффективности ро. 12 июля 2007 года состоялось заседание рабочей группы по энергосбережению и энергоэффективности комитета РСПП по энергетической политике. Участники обсудили предложения по формированию официальной позиции Российского союза промышленников и предпринимателей относительно государственной политики в этой области и созданию Национальной энергосервисной компании. Представитель Евробанка П.Хобсон проинформировал собравшихся о возможностях сотрудничества с ЕБРР по вопросам энергоэффективности.

 

Сегодня научные и промышленные круги России обеспокоены высокой зависимостью энергетических систем государства от ископаемых источников энергии. Энергоресурсосбережение - это требование времени, без которого невозможно обеспечить рентабельность производства при постоянном росте тарифов на энергоносители и начавшемся дефиците электроэнергии и газа, сдерживающем быстрое развитие большинства секторов российской экономики.

 

Анализ хода реализации Энергетической Стратегии - 2020 по параметрам энергетической эффективности показывает, что достигнутые в этой сфере результаты уже требуют существенного пересмотра прогнозных оценок. В соответствии с концепцией ЭС-2020 удельная энергоемкость ВВП в 2005 г. должна была по сравнению с 2000 г. составить 85%, в то время как фактически она снизилась до 78,9%. При этом, около 75-80% достигнутого снижения удельной энергоемкости экономики связано со структурными факторами и лишь порядка 20-25% с реализацией имеющегося технологического потенциала энергосбережения. Это означает, что на рубежи по снижению удельной энергоемкости за счет применения энергоэффективных технологий, зафиксированные в Энергетической Стратегии (30-35%), отечественная промышленность еще не вышла.

 

Эффективное энергоресурсосбережение - скрытый инвестиционный ресурс, исчисляемым десятками миллиардами рублей, позволяет ускорить решения задач, поставленных Президентом России: удвоение ВВП, повышение конкурентоспособности и энергобезопасности национальной экономики. Международные обязательства, связанные с подписанием Киотского протокола и предстоящим присоединением к ВТО, также диктуют необходимость повышения энергетической и экологической эффективности во всех отраслях хозяйственной деятельности.

 

Российская экономика, по-прежнему, энергорасточительна, энергоемкость национального ВВП в 3 - 3,5 раза превышает уровень промышленно развитых стран.

 

Согласно данным комитета по энергетической политике, в России кроме нескольких устаревших, либо строящихся в Москве и Краснодарском крае дорогих и экономически малоэффективных мусоросжигательных заводов ничего аналогичного нет, включая попытки Минпромэнерго по перепрофилированию ряда гидролизных заводов на выпуск биоэтанола. И это все, несмотря на десятки миллионов тонн образующихся в год отходов на растущих свалках и сотни миллиардов тонн неиспользуемых чадящих торфяников, угольных отходов на пылящих терриконах. Только сейчас на ряде предприятий подготовлен выпуск небольших установок по пиролизу и газификации автошин, дерево- и сельхозотходов, угля, а вся переработка твердо-бытовых отходов представляет собой в лучшем случае сортировку основных компонентов рециклинга (металл, стекло, резина, пластик, целлюлоза) с захоронением до 60% всей оставшейся части.

 

Решающим в развязке этой проблемы как раз и может стать эффективное энергосбережение: причем как в сфере потребления за счет существенного повышения эффективности использования энергоресурсов, так и непосредственно в топливно-энергетическом комплексе через снижение издержек производства, транспортировки и переработки нефти и газа, выработки и передачи электроэнергии. Это позволит высвободить и перераспределить энергоресурсы и финансовые потоки в энергетике, промышленности, в сельском и жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.

 

Так, в применяемых технологиях сжигания твердых топлив на стандартных котельных с получением тепла коэффициент полезного действия составляет не более 30-35%, а при комбинированной выработке тепла и электричества (когенерации) - около 55-60%. При этом сроки окупаемости при эксплуатации ТЭЦ, работающих на твердом и газообразном топливе, доходят до 5-7 лет. При опережающем росте цен на природный газ по сравнению с ростом тарифов на теплоэнергоресурсы они будут только увеличиваться. Это не стимулирует инвесторов участвовать в реализации таких проектов, хотя ряд крупнейших российских компаний ( Интеррос , Базэл , АФК-Система , Альфа-групп ) начинают проявлять себя на региональных рынках ЖКХ.

 

В России на сегодняшний день нет авторитетных энергосервисных компаний, способных обеспечить надежный и эффективный проектный менеджмент и готовых гарантировать инвестору и потребителю величину экономии ресурсов и сроки возврата инвестиций. А также крайне мало практики доказательного мониторинга экономии финансовых средств после внедрения энергоэффективного оборудования. Главный же тормоз, по мнению экспертов РСПП, – отсутствие каких бы то ни было стимулов: нет ни поощрения за экономию энергоресурсов, ни наказания за нерациональное энергопотребление! Государство фактически проводит политику декларативного энергосбережения, отстраивание нормальных финансовых и организационных механизмов подменяется производством лозунгов .

 

Как сообщает пресс-служба РСПП, по мнению членов рабочей группы РСПП, основные барьеры, препятствующие динамичному развитию в сфере энергоресурсосбережения, таковы:

 

Не удовлетворяется спрос и на эволюционные энергосберегающие технологии, позволяющие быстро снизить капитальные и эксплуатационные затраты, оптимизировать технологические процессы и, таким образом, консолидировать ресурсы для поэтапной модернизации объектов промышленности и ЖКХ.

 

Проведенный членами рабочей группы РСПП анализ показал, что в России не создана современная база данных энергоэффективных технологий. Налицо слабая коммерциализация научных идей, разработок и патентов в этой области. На рынке существуют десятки научных и инновационных групп, работающих по одному направлению и зачастую дублирующих друг друга. Ощущается явная нехватка прорывных типовых, энергоэффективных проектов, основанных на апробированных технологиях и оборудовании, прошедших госэкспертизу и гарантирующих бюджетную эффективность для государства и возврат инвестиций частным предпринимательским структурам.

 

Его предметом должны стать:

 

По мнению членов рабочей группы РСПП, в вопросах повышения энергоэффективности российской экономики настоятельно необходим постоянный и конструктивный диалог бизнеса с органами законодательной и исполнительной власти.

 

создание организационно-правовых механизмов, стимулирующих энергоэффективность (включая административные меры); разработка и введение в действие жестких технических регламентов и стандартов, не позволяющих использовать энергозатратное оборудование и технологии;

 

ускорение принятия новой редакции ФЗ Об энергосбережении ;

 

изменения и дополнения в Налоговый Кодекс РФ, устанавливающие налоговые льготы предприятиям, направляющим собственные средства на реализацию энергоэффективных проектов;

 

формирование современной базы данных эффективных технологий и типовых тиражируемых энергоэффективных проектов;

 

Своего рода дорожной картой для решения этих вопросов, полагают члены рабочей группы РСПП, могла бы стать новая Федеральная целевая программа Энергоэффективная экономика .

 

прямая бюджетная поддержка типовым быстроокупаемым проектам в сфере ресурсосбережения и механизмы частно-государственного партнерства (софинансирования) в их разработке и реализации.

 

Рабочая группа приняла решение после доработки проекта позиции предложить комитету РСПП по энергетической политике внести ее на рассмотрение Бюро Правления Российского союза промышленников и предпринимателей.

 

При этом остро актуальным является образование специализированного органа исполнительной власти, например Федерального агентства по энергосбережению , ответственного за проведение единой государственной политики в этой важнейшей сфере экономической деятельности.

 

 

В сфере энергоресурсосбережения, по мнению экспертов, нужен целый комплекс организационно-технических мероприятий, отработанный финансово-правовой механизм, позволяющий осуществлять принципиально новый, системный подход к разработке и реализации региональных и отраслевых инвестиционных проектов. Это предполагает наличие специально организованных структур. Например, в форме консорциумов, объединяющих российские и зарубежные инжиниринговые, энергосервисные, энергоаудиторские фирмы, производителей оборудования и систем управления, консалтинговые и инвестиционные компании.

 



 

Денежный ветер над яблоневым садом. Ресурс. Уголь. Київ затвердив методику визначен. Ділова спільнота вітає відновлен.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0166