Главная >  Потенциал энергии 

 

2. В XIX веке ситуация постепенноменяется. Начинают развиваться воззренияна историю, связанные с именами Гегеля иМаркса. И самое главное, начинаютразвиваться представления об истории как онеком процессе, в основе которого лежатопределенные тенденции, они и должнысделаться объектом изучения, научныхисследований. Подчеркну: тенденции, а незаконы, хотя Маркс их всегда называлзаконами. С этого момента историядействительно обретает свою философию,активно влияющую на предмет исследования.Хотя здесь теряется связь сестествознанием, которую сегодня намнеобходимо восстановить.

 

Итак, придумав термин философияистории , Вольтер, а вместе с ним и другиепредставители классического рационализмаXVIII века, по существу, лишили историю еефилософии, сведя философию истории кфилософии естествознания. Но, если угодно,это сведение уже и было философией истории,которую исповедовали великие классики. Какя постараюсь показать, они сделали решающийшаг к пониманию единства мира на основеньютонианского представления о мироздании,которое было доступно только науке эпохиПросвещения.

 

Маркс был первым из философов,который рассматривал развитие общества какнекоторый естественноисторический процесс,реализующий диалектическое противоречиемежду Природой и обществом и между классамивнутри общества. Однако на самом деле онлишь декларирует взаимосвязь природных иобщественных процессов, не вникая глубоко вих содержание и не обсуждая следствия этойвзаимозависимости. По существу, Марксограничивается обсуждением проблемэкономической истории развития западного,или, как теперь часто говорят, техногенногообщества, эволюции собственности иклассовых противоречий. Он не акцентируетвнимания на существовании важнейшихвзаимосвязей между особенностямидуховного мира и развитием экономическогопроцесса, считая первый в неком смыслеследствием второго. Это особенно отчетливовидно по его интерпретации процессастановления капитализма в Англии.

 

Гегель отвергал саму возможностьподчинения гуманитарной мысли мыслиестественнонаучной. Он утверждает принципнезависимости гуманитарной мысли. Именно сней, да и основанной на чисто абстрактныхидеях, на стремлении к некоторому идеалу, онсвязывает представление об историческомпроцессе. Но все-таки о процессе, о развитии,что является качественно новой мелодией висторической симфонии. Однако онодновременно и сужает рамки истории,рассматривая лишь политическую историю.Отсюда его своеобразное представление оконце истории, оказавшее большое влияние нафилософию истории и даже на современноесостояние исторической мысли.

 

В 20-х годах нынешнего столетия Н.Бердяев публикует свою знаменитую книгу Смысл истории - своеобразное кредознаменитого философа. В самой категоричнойформе Бердяев утверждает, что основная иединственная тема истории - это судьбачеловека и человечества, в чем с ним трудноне согласиться. В своем сочинении онразмышляет о тайне истории как отайне духовной жизни отдельного человека инарода. Он говорит также и о трагедииистории . И, может быть, апофеозомфилософии Бердяева является егокатегорическое неприятие идеи прогресса. Врамках исторического процесса, согласноБердяеву, неразрешима трагедияиндивидуального: царства Божьего на Землебыть не может! Это и есть основной смыслтрагедии истории и ее тайна одновременно.Последняя может быть постигнута, согласноБердяеву, только в рамках идей христианства.Но отсюда и неизбежность апокалипсиса, инеизбежность конца истории, но уже отнюдьне по Гегелю.

 

Во второй половине XIX века вфилософии, и философии истории, в частности,большую роль начинают играть позитивисты.Они трактуют историю как некоторуюэмпирическую науку, регистрирующую факты,создающую банки данных, как сказали бытеперь. А философию истории - как открытиеобщих закономерностей, содержащихся в этойинформации. Подобная точка зрения неслаотпечаток той логики развития естественныхнаук, которой она была обязана своимиуспехами двух последних столетий. И оченьупрощенных представлений о смыслесловосочетания закон развития . Ксожалению, попытки отыскания общих законов,управляющих историческим процессом,особого успеха не имели (что более или менееестественно) и ограничиваются упозитивистов главным образом декларациями.Основное внимание исследователей, идущихпо пути логики позитивизма,сосредоточивается на изучении лишьконкретных фактов. Подобный настрой насневольно возвращает к взглядам эпохиПросвещения, когда история представляласьученым набором фактов, связанных междусобой лишь хронологическойпоследовательностью.

 

Этот короткий экскурс в историютермина философия истории показывает, сколь по-разному разнымифилософами и историками не толькотрактуется это понятие, но и ставится самапроблема изучения истории и цель такогоизучения. Вот почему, прежде чем начатьпользоваться этим термином, мне придетсяобъяснить, какой смысл я буду иметь в виду,произнося словосочетание философияистории или, точнее, логика истории ,которая является составной частью философииистории .

 

Как подобные рассуждениянепохожи на высказывания другогохристианина, тоже философа и современника Н.Бердяева, П. Тейяр де Шардена, о которых яуже не раз говорил в первой части работы!

 



 

Стимулиробание энергосбережения вцветной металлургии. Использование современных интелл. Развитие Internet-технологий в с. Новая страница 1. Рынок энергоаудита.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0113