Главная >  Потенциал энергии 

 

Основные задачи ФЦП. Яновский А.Б.,заместитель Министра,

 

и ход ее выполнения

 

Госэнергонадзора и энергосбереженияМинтопэнерго России

 

Варнавский Б.П. , руководитель департамента

 

- энергосбережение в ТЭК;

 

ФЦП “Энергосбережение России”принята Правительством РФ в январе 1998 г. напериод действия до 2005 г. Состоит из 5подпрограмм:

 

-энергосбережение в энергоемких отрасляхпромышленности;

 

- энергосбережение в ЖКХ;

 

- энергосберегающая электротехника.

 

- производство приборов учета ирегулирования;

 

Заказчиком-координатором Программыопределено Минтопэнерго России.

 

В Программе задействованы: Минэкономики,Миннауки, Госстрой России, ФЭК, Госстандарти ряд других федеральных ведомств.

 

Создание правовой и методической базыфедерального уровня. В настоящее времяосновополагающие документы приведены вопределенную систему, позволяющуюзаниматься практическими действиями.

 

На I этапе (1998-2000 гг.) предусматривается:

 

На федеральном уровне - все вопросыэнергосбережения переданы в ведениеГосэнергонадзора, установленовзаимодействие с государственными,общественными и прочими организациями,занимающимися проблемамиэнергоэффективности на федеральном уровне;действует Координационный совет с участиемпредставителейвсех заинтересованных министерств,ведомств, регионов, общественных и научныхорганизаций.

 

Завершить создание структуры управленияэнергосбережением на федеральном,региональном и отраслевом уровнях:

 

Законы об энергосбережении приняты в 22-хрегионах Российской Федерации и в 34-хнаходятся в стадии принятия.

 

На региональном уровне - в 80% субъектовРоссийской Федерации в настоящее время вструктурах исполнительной властиопределены соответствующие подразделения,занимающиеся энергоэффективностью, а такжесозданы Центры энергосбережения, фонды,региональные программы многие субъекты РФпредусматривают в своих бюджетах целевыесредства на установку приборов учета ирегулирования в бюджетной сфере.

 

Формируются финансово-экономическиемеханизмы реализации энергосберегающейполитики. Основной принцип - возвратностьсредств за счет полученной экономиитопливно-энергетических ресурсов.Рентабельность энергосберегающих проектовна первоначальных этапах достигает 300-400%,срок окупаемости - в пределах 3-х лет.Необходим стартовой капитал в виде займовили бюджетных ссуд;

 

На отраслевом уровне - принепосредственном участии и согласовании сМинтопэнерго России 26 федеральныхминистерств приняли отраслевые программыэнергосбережения. С Минобразованиемзаключено соглашение о взаимодействии.Около 20 министерств подобные программыразрабатывают.

 

Проведено упорядочение организации ифункционирования демонстрационных зон, гдепроходят апробацию все принятые правовые,организационные, экономические итехнические решения и реализуются пилотныепроекты. В 1998 году семи демзонам врученМеждународный сертификат

 

Формируется система проведенияобязательных энергетических обследованийи стимулирования спроса на эти работы;

 

Осуществляются структурныепреобразования органов Госэнергонадзора вчасти организации отделов, лабораторий ицентров по энергосбережению. В каждомрегионе имеются квалифицированныеспециалисты для решения практических задачпо эффективному использованию топливно-энергетическихресурсов.

 

Собственная работа Госэнергонадзоранацелена на практическую и полномасштабнуюдеятельность по энергосбережению.

 

-разработаны первые 6 стандартов, вразработке находятся ещё 12, в т.ч. ГОСТ натеплосчетчик;

 

Готовятся нормативные акты попрактическому энергосбережению:

 

Лимитирование потребления топливно-энергетическихресурсов предприятиями бюджетной сферойрешает три задачи: упорядочение расчетов инеплатежей; снижение расходов бюджетныхсредств; создает мотивацию кэнергосбережению.

 

-изданы руководящие указания поорганизации работ в сфере энергосбережениядля управлений Госэнергонадзора всубъектах Российской Федерации,организована работа по созданию методикэнергетических обследований предприятийпромышленности, ЖКХ и бюджетной сферы.

 

В первом полугодии 1999 года оплата заиспользованные ТЭР денежными средствамивозросла на 27%, а энергопотребление при этомснизилось 1%. Расходы федерального бюджета в1999 г. по этой статье снижены на 8,4 млрд.руб.;

 

Начиная с 1998 г. лимиты потребления ТЭРустанавливаются 76 федеральнымминистерствам и ведомствам в разрезе какосновных видов энергоресурсов.

 

Создана и согласована со всеми субъектамиРоссийской Федерации программаобязательных энергетических обследований,охватывающая на первом этапе 5,3 тыс.предприятий, потребляющих 6 тыс. тут в год.За 1,5 года было проведено 2,6 тыс. такихобследований. Потенциал энергосберегающихмероприятий, не требующих специальных инвестиционныхресурсов составил более 1,8млн. тут. При этом было привлечено вэнергосбережение 1,8 млрд. руб. средствобследуемых предприятий;

 

В соответствии с постановлениемПравительства РФ от 10.09.99 N 1037 практикалимитирования на 2000 г. будет распространенана сельхозпотребителей, предприятия ЖКХ”,где начиная с 2000 г., расходы наэнергоносители для жилищно-коммунальнойсферы зафиксированы отдельной строкой вфедеральном стандарте стоимостисодержания 1 кв.м. жилья, что равносильновведению процедуры лимитирования этойсферы.

 

организован спрос на энергоаудиторскиеуслуги при определении тарифов наэлектрическую и тепловую энергию,установлению льгот при получении бюджетныхссуд и трансфертов. В результате реальныйобъем заявок больше, чем возможностисоздаваемых структур.

 

аттестовано по России более 300энергоаудиторских фирм, из них болееполовины имеют соответствующийинструментарий;

 

За 2 последних года произошло практическиудвоение приборного парка учета тепла иводы у потребителей.

 

В результате принимаемых мер спрос наприборный учет потребления ТЭР резкоактивизировался.

 

Объемы северного завоза топлива напрямуюсвязаны с его эффективным и рациональнымиспользованием в северных регионах России.

 

На приборное обеспечение в регионахРоссии за это время было привлечено 1.3 млрд.руб.,из них 438 млн.руб. из бюджетных средств.Величина созданных за это времярегиональных внебюджетных фондовэнергосбережения составляет на 01.10.99 г. 620млн.руб. Наблюдается устойчивая тенденцияроста средств на энергосбережение всоциальную инфраструктуру регионов.

 

Департамент госэнергонадзора иэнергосбережения провел обследования всехкритических территорий и определил вкачестве первоочередных мер модернизациюДЭС как основного источника в условияхдецентрализованного энергоснабжениясеверных территорий
На указанных территориях в эксплуатации находятся 49 тыс. ДЭС с физическим износом до 70%. 20% установлены рядом с котельными. Дооборудование ДЭС котлами-утилизаторами даст экономию топлива в 850 тыс.тут в год.

 

Объем ежегодного северного завозасоставляет около 6 млн. тут. Объемфедеральных средств на государственнуюподдержку этого мероприятия составляет ____млрд.руб.

 

Отраслевые программы энергосбереженияприняты в:

 

III.Энергосбережение в ТЭК после принятия ФЦП Энергосбережение России несколькоактивизировалось.

 

- ОАО Газпром : показывают 0,5 млн.тут.экономии, не определились до сих пор соструктурой управления энергосбережением;

 

- РАО ЕЭС России : показывают 2,5 млн.тут.экономии, приказом создан отраслевой центрэнергосбережения;

 

- ОАО Роснефть : экономия 51 тыс.тут;

 

- АК Транснефть : экономия 84 тыс.тут;

 

ОАО Лукойл

 

- АК Транснефтепродукт
предметно занимаются энергосбережением:

 

ОАО Сиданко

 

ОАО Сургутнефтегаз
не наблюдается действий:

 

Углекомитет

 

ОАО Юкос

 

Главным препятствием практическомуэнергосбережению в ТЭК является отсутствиереальной экономической заинтересованности.

 

АО Росгазификация

 

- недогрузка экономичных станций проблемыс обеспечение топливом;

 

Так в отрасли Электроэнергетика отмечается:

 

Меры к мотивации:

 

- слабая координация ЦДУ;

 

- нормирование затрат в тарифах ( в первуюочередь по топливу);

 

- создание реального оптового рынкаэнергии;

 

- создание системы управления спросом наэлектротеплоэнергию;

 

- усиление роли энергонадзоров какнезависимых экспертов;

 

- под согласованные энергосберегающиемероприятия;
подобные меры можно отнести и к другим отраслям ТЭК.

 

- введение инвестиционной составляющейтарифа

 

Предварительные прогнозные оценки:

 

Топливно-энергетический баланс Россиина ближайшие 5 лет может не обеспечитьпотребности в энергоресурсах, если неучесть потенциал энергосбережения.

 

2001г.

 

2000г.

 

Дефицит

 

2002г.

 

75

 

64

 

Потенциал энергосбережения

 

101

 

40

 

34

 

Остальной дефицит может покрыть толькоуголь.

 

50

 

- газ для выработки электроэнергии и тепладолжен быть дороже угля;
изменить техническую политику в электроэнергетике в части увеличения угольной составляющей в топливном балансе на имеющихся 303 ТЭС, из которых 152 должны работать на угле, однако работают на нем только 100.

 

Проблема увеличения спроса ипотребления угля:
изменить ценовую политику на первичные энергоресурсы

 

-ТЭС, которые были спроектированы для работы на угле, но изначально работают на газе и для перевода их на уголь требуются дополнительные инвестиции.

 

-ТЭС, которые могут работать наугле, но работают на резервном топливе-газе,при этом не требуется капитальных затрат наперевод с газа на уголь.

 

1 .В части правовой и методическойбазы:

 

Первоочередные задачи наближайшую перспективу.

 

-дополнить статьями об ответственности занерациональное использование ТЭР;

 

• внести изменения в Закон обэнергосбережении и дополнить его механизмами прямого действия

 

- четче разграничить полномочия центра ирегионов;
дополнить статьей по возобновляемым источникам энергии и независимым производителям;
внести дополнение и изменения в ФЦП Энергосбережение России с целью сделать ее программой конкретных действий:

 

- определить четкий механизмфинансирования;

 

-нужно обобщить региональные и отраслевыепрограммы;

 

-необходим разделоб эффективном использовании ТЭР на основеоптимизации ТЭБ;

 

-необходима подпрограмма использованиясредств малой и нетрадиционной энергетикив северных регионах России;

 

-дополнить программой энергосбережения вбюджетной сфере;

 

В финансово-экономической сфере:
короткие инвестиции,
система энергоаудитов,
совершенствование и расширение системы лимитирования и нормирования ТЭР в государственном секторе экономики, дальнейшая отработка механизмов возвратной основы реализации программ.

 

-необходима отдельная подпрограммаэнергетических обследований.
создание государственной нормативной базы энергосбережения. создание широкой информационной компьютерной системы.

 

Международное сотрудничество -увеличение полномочий Департамента

 

З. В организационной части:
совершенствование структуры органов Госэнергонадзора,
обучение.

 



 

Шрёдер. ТЭК и экономика России. От чего будут зависеть цены на н. Энергетический баланс региона. Глава 12.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0119