Главная >  Потенциал энергии 

 

Концепция развития работ поэнергосбережению путем привлечения к учетуэнергоресурсов специализированныхрасчетно. Социально-экономическаяобусловленность концепции

 

И.В. Кузник, генеральный директор ЗАО ИВКСаяны ,
М.Ю. Тиунов, главный инженер ЗАО ИВКСаяны ,
В.А. Брюханов, зам. генерального директорапо науке ЗАО ИВК Саяны . Москва

 

В энергосбереженииключевую роль играет учет энергоресурсов.Статья 11 Федерального Закона Обэнергосбережении (№ 28-ФЗ от 03.04.9 гласит: Весь объем добываемых, производимых,перерабатываемых, транспортируемых,хранимых и потребляемых энергетическихресурсов с 2000 года подлежит обязательномуучету... .

 

Энергосбережениепредставляет собой многогранную, имеющуюбольшое общественное и государственноезначение проблему. От успеха решения еезависят экономическое состояние страны иее населения, сохранение природныхресурсов страны и здоровья будущихпоколений граждан Российской Федерации.

 

В учете, безусловно,заинтересовано государство и общество вцелом. Однако попытки рассматриватьгосударство как главный и единственныйсубъект, на который следует возложить все бремя забот об учете энергоресурсов,противоречат законам рыночной экономики.Да и сегодня оно не располагает дажеминимально-необходимыми средствами длянаведения порядка в деле учетаэнергоресурсов.

 

В настоящее время неудается добиться высокой результативностив организации учета энергоресурсов попростой причине: в стране отсутствуютфинансово-экономические структуры ,по-настоящему заинтересованные ворганизации и ведении учета энергоресурсов,готовые инвестировать средства в созданиеи эксплуатацию систем учета. Этот выводвытекает из анализа реального положениядел в области учета и энергосбережения.

 

снижение себестоимости продукции;

 

Предприятия,производящие и про 1000 дающие энергоресурсы,заинтересованы (как и любые другиепредприятия) прежде всего в увеличенииприбыли. Добиться этого они могут толькотремя способами:

 

увеличение количества реализуемой продукции.

 

увеличение стоимости единицы производимой продукции;

 

Второй способ также не работает , поскольку государствожестко контролирует тарифы наэнергоресурсы.

 

Реализация первогоспособа предполагает решениепредприятиями ряда непростыхуправленческих и организационно-техническихпроблем, и по этой причине первый способ непользуется популярностью средипроизводителей энергоресурсов. К тому жеработы по снижению себестоимости почтивсегда предполагают значительныепервоначальные затраты.

 

Конкретные выводыможно сделать и в отношении потребителейэнергоресурсов. Их условно можно разделитьна две группы.

 

Остается третийспособ - увеличение количества продаваемыхпотребителям энергоресурсов, и этимфактически широко пользуютсяпроизводители. При этом производителеймало беспокоит, кто оплачивает явнорасточительное потребление энергоресурсов,удельные показатели которого в 3-4 раза выше,чем в развитых странах. Следовательно,производители и поставщики не могутрассматриваться как союзники государства вделе учета потребления энергоресурсов.

 

Вторую группусоставляют потребители, которым - в силуразных причин - приходится платить больше,чем за то количество энергоресурсов,которое они фактически потребляют. Этагруппа потребителей заинтересована вобъективном и достоверном учете. Посуществу, заботами и усилиями только этойгруппы потребителей в настоящее иподдерживается определенный уровень работпо энергосбережению в стране, именно они,заботясь о своих законных интересах,объективно защищают интересы общества вцелом.

 

К первой группеследует отнести тех, кто потребляет большеэнергоресурсов, чем то количество, котороефактически ими оплачивается. Эта группавесьма многочисленна, однако потребители,относящиеся к ней, экономически незаинтересованы в учете энергоресурсов.

 

Специалистыпредприятий не имеют, как правило, четкого иясного представления о физических итехнических основах измерений и учета. Немогут сформулировать основные техническиетребования к системе учета тепла итеплоносителя. И не владеют информацией осовременном парке средств измерений,используемых в системах учета.

 

Вместе с темпотребителей второй группы нельзярассматривать как активных союзниковгосударства в деле организации учетаэнергоресурсов. Во-первых, они представляютсобой достаточно неоднородный и плохоорганизованный (в аспекте энергосбережения) конгломерат юридических ифизических лиц. Во-вторых, многие из нихсами по себе не в состоянии справиться совсем объемом сложных в техническомотношении задач, с которыми неизбежноприходится сталкиваться при организацииучета потребления таких, например,энергоресурсов, как теплота и горячийтеплоноситель.

 

не задействованы экономические механизмы ;

 

Таким образом, поорганизации учета энергоресурсов можносделать следующие выводы:

 

низка эффективность работ;

 

нет системной, концептуальной основы;

 

Содержание концепции

 

не выбраны союзники и проводники политики государства в деле учета энергоресурсов.

 

Основная цель, надостижение которой должна быть направленадеятельность РИК, может бытьсформулирована следующим образом.Получение и предоставление (продажа)объективной и достоверной информации опотребляемых энергоресурсах на всехуровнях их учета. Без такой информации,основанной на результатах измерений,энергосбережение теряет под собой всякуюоснову и превращается лишь в лозунг.Сберечь можно только то, что учитывается.

 

В основу концепцииположен опыт работ по сбережению и учетуэнергоресурсов, проводимых в западно-европейскихстранах. Здесь давно и с успехом действуюттак называемые билинговые компании (чтобылишний раз не засорять русский язык, ихможно называть расчетно-измерительнымикомпаниями или сокращенно - 1000 РИК),специализирующиеся на измерениях и учетеэнергоресурсов, извлекающие из этих работсоответствующие прибыли и инвестирующиезначительные средства в совершенствованиесистем учета энергоресурсов, в обеспечениеих высокой надежности и точности. Вкачестве примеров можно привести такиешироко известные компании, как Raab Karcher , Techem и Mesa . На путь созданиятаких компаний уже встал ряд восточно-европейскихстран (Польша, Литва, Латвия).

 

РИК должны будут,руководствуясь экономическойцелесообразностью, решать следующиеосновные задачи:

 

Деятельность РИКдолжна носить коммерческий характер и бытьполноценным бизнесом, приносящимфинансовую прибыль его организаторам иопосредованную пользу обществу.

 

обслуживание действующих систем учета и их постоянное совершенствование;

 

поиск и привлечение инвестиций для создания, технического оснащения и монтажа систем учета;

 

В первую очередьименно на РИК должна быть возложенаответственность за соблюдениедействующего российского законодательствав области учета потребления энергоресурсов,в частности соблюдения требований такихфедеральных Законов, как Законы Обобеспечении единства измерений и Озащите прав потребителей .

 

ведение документооборота между энергоснабжающими предприятиями, потребителями энергоресурсов и финансовыми управлениями, - документооборота, отражающего динамику потребления энергоресурсов, представляющего собой массив данных, на основе которого могут решаться задачи оптимизации энергопотребления.

 

Практическая реализацияконцепции

 

Одним из важныхнаправлений деятельности РИК должно бытьвнедрение новых государственныхстандартов, регламентирующих вопросыизмерений параметров продаваемыхэнергоресурсов. Так, например, при активномпривлечении РИК должны быть решеныпроблемы соблюдения действующегозаконодательства при измерениях и учетеколичества теплоты, потребляемой всистемах теплоснабжения и подлежащейоплате потребителями.

 

правовой статус РИК (права и обязанности РИК по отношению как к производителям, так и потребителям энергоресурсов);

 

Создание вРоссийской Федерации разветвленной сетиРИК и привлечение их к работам по учетуэнергоресурсов предполагает решениеопределенного круга правовых иорганизационно-технических задач. В первуюочередь должны быть проработаны следующиевопросы юридического характера:

 

порядок государственного и (или) общественного контроля за деятельностью РИК; порядок и формы взаимодействия РИК с производителями и потребителями энергоресурсов, порядок оформления двусторонних и трехсторонних договоров на куплю-продажу энергоресурсов с участием РИК;

 

порядок предоставления юридическим лицам права выступать в качестве РИК;

 

защита инвестиций РИК в организацию и функционирование систем учета.

 

формы финансовой ответственности РИК перед производителями и потребителями энергоресурсов и виды финансовых гарантий, обеспечиваемых РИК;

 

в создании систем учета энергоресурсов;

 

Проработка ирешение перечисленных выше вопросов нафедеральном уровне возможны лишь после апробации концепции на уровне отдельных городов ирегионов. На первом этапе должен бытьнакоплен определенный объем материала,свидетельствующего о жизненностиконцепции и той пользе, которую может датьее практическая реализация. В связи сэтим в настоящее время администрациигородов и регионов должны самостоятельнорешать организационно-технические иправовые вопросы создания ифункционирования РИК. При достаточносерьезной и юридически грамотнойпроработке этих вопросов на городском ирегиональном уровнях в отечественномэнергосбережении начнет оформляться класс субъектов нового вида хозяйственнойдеятельности, которые будут объективнозаинтересованы:

 

в экономически обоснованном расширении функций учета, решаемых при посредничестве РИК.

 

в их постоянном техническом совершенствовании;

 

Реалистичность,жизненность предлагаемой концепции, еевостребованность подтверждаются рядомфактов.

 

Как следствие этойзаинтересованности начнется и будетнеуклонно нарастать в будущем процессинвестирования средств в работы, связанныес реализацией на практике требованийстатьи 11 Федерального Закона Обэнергосбережении .

 

В отечественнойэнергетике растет число организаций,которые фактически уже решают задачи,рассмотренные выше в качестве типовых задач РИК. Характерным примером являетсякомпания Мытищенские теплосети .

 

Организации,которые в большой степени являются аналогами РИК, функционируют в сфереэлектроснабжения (в виде различного рода энергосбытов , включенных в системыэлектросетей), в крупных телефонныхкомпаниях, обслуживающих, к примеру,международную телефонную связь.

 

Процесс созданияРИК получит очень важный, если идея ихсоздания и привлечения их к учетуэнергоресурсов будет поддержана на уровнеорганов государственного управления. Вчастности, успех в реализации предлагаемойконцепции во многом будет зависеть отподдержки работ по созданию РИК со стороныМинистерства энергетики и Министерстваэкономики Российской Федерации. Вместе стем начало работ по созданию РИК не следуетоткладывать до того времени, когда такаяподдержка будет получена.

 

Стихийный процесс появления организаций ипредприятий, которые с некоторой натяжкойуже сегодня можно называть расчетно-измерительнымикомпаниями, должен быть поддержангородскими и региональнымиадминистрациями. В отдельных городах ирегионах администрации должны разработатьпланы организационно-технических ифинансовых мероприятий по созданию РИК.

 

Обмен опытом всоздании РИК между администрациямиразличных городов и регионов позволитвыявить характерные общие тенденции и подготовить фактический материал,необходимый для принятия в будущемправовых решений относительно РИК нафедеральном уровне.

 

Очень важноразвертывание уже в ближайшем будущемработ по созданию РИК на городском ирегиональном уровнях и накопление данных,свидетельствующих о существенномулучшении дел с учетом потребленияэнергоресурсов в тех городах и регионах, вкоторых начали функционировать расчетно-измерительныекомпании.

 



 

Новая страница 1. Перспективы дерегулирования рынкаприродного газа в России. Прощание с нефтяной эрой. Мир страдает нефтяной зависимостью. Предисловие главного редактора.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0103