Главная >  Потенциал энергии 

 

Экономь. Рост коммунальных платежей в рамках отдельно взятого города остановить практически невозможно. Планка повышения тарифов устанавливается на федеральном уровне, когда правительство определяет размер повышения цены на газ. Отсюда пляшут все остальные ресурсы: электроэнергия, тепло.

 

Действующая сегодня методика расчета за потребленные энергоресурсы по нормативу позволяет поставщикам услуг неплохо зарабатывать на населении. Даже не открыв водопроводного крана, большинство тольяттинцев платит, будто израсходовали за сутки 340 литров воды на одного человека.

 

Но этим дело не закончится. С будущего года население будет оплачивать жилищные и коммунальные услуги в размере 100%. Больше того, жесткая система расчетов с энергетиками толкает городские власти к тому, чтобы изменить подходы к оплате услуг, в частности, по отоплению. Если сейчас эти платежи равномерно поделены на 12 месяцев, то в дальнейшем хотят заставить платить по факту потребления. Тогда в осенне-зимний период коммунальные услуги вырастут в несколько раз. А возможности городского бюджета, как показало нынешнее повышение, позволяют поддержать только тех тольяттинцев, чьи доходы не превышают прожиточного минимума, то есть на уровне 2,5 тысячи рублей.

 

Можно, конечно, продолжать брать с населения за услуги по старым ценам. Но только при одном условии, что разницу поставщикам будет компенсировать городской бюджет. Именно такая ситуация сложилась в Тольятти в прошлом году. После того, как фракция местных единороссов заблокировала повышение коммунальных тарифов на 30%. Последствия пришлось расхлебывать в нынешнем - расходы на коммуналку выросли от 50 до 80 процентов. Кроме того, городской бюджет брал кредиты, чтобы погасить поставщикам ресурсов недополученные с населения платежи. И теперь будет не только погашать займы, но и платить банкирам проценты.

 

Власти понимают свою беспомощность - регулировать тарифы они не вправе. А с будущего года практически будут выведены из игры, и население останется один на один с поставщиками-монополистами. Последние не раз демонстрировали, что церемониться не будут и при наличии долгов будут вводить ограничения на поставку ресурсов. В том, что долги будут, никаких сомнений нет - практика последних лет показывает, что как минимум 5% населения не платит текущие платежи. Кроме того, есть просроченная задолженность по квартплате, которая составляет порядка 20 миллионов.

 

Недовольство как двигатель прогресса

 

Но чиновники на местах ближе к людям и понимают, что груз расходов по коммуналке для многих семей слишком тяжел. Растет социальная напряженность. И ищут способы ее сгладить. Если нет возможности сбить цену на ресурсы, значит, нужно сократить их потребление. А сделать это можно, только если в квартирах тольяттинцев появятся приборы учета. Город готов взять кредит в Европейском банке реконструкции и развития (ЕБРР) для реализации этого проекта.

 

Уже сегодня всем гражданам, которые жалуются на нехватку средств, советуют менять большеметражку на хрущевку. Такова жестокая реальность жизни, которая (надо быть объективными) диктуется политикой федерального центра.

 

Сегодня дома, оборудованные приборами учета по теплу и воде, в Тольятти можно сосчитать по пальцам. Это главным образом новостройки, которые принадлежат товариществам собственников жилья. Здесь оплата коммунальных платежей производится по фактическому потреблению, а жители платят за воду и тепло меньше, чем в муниципальном фонде. По отдельным многоквартирным домам экономия по теплу за год достигала миллиона рублей.

 

Экономия налицо

 

Один на всех или все за одного

 

В домах ТСЖ, напрямую работающих с поставщиками услуг, доля коммуналки в квартплате не превышает 50% (для сравнения - в муниципальном фонде 80%). Стоит ли после этого удивляться, почему одним хватает денег для того чтобы содержать дом и прилегающий двор в надлежащем виде, а другим приходится ходить по грязным, обшарпанным подъездам и слушать бесконечные ссылки коммунальщиков на нехватку денег.

 

В муниципальном фонде сверхнормативы тоже существуют (по оценкам специалистов, в отдельные месяцы расход составляет 460 литров в сутки вместо 340 литров по норме на одного человека), но выявить; кто льет воду без меры, не представляется возможным. Здесь приборов учета нет. В департаменте ЖКХ по данным 2002 года называли цифру граждан, не имеющих прописки: 21 тысяча человек. И эта армия людей ест, пьет, тратит воду на другие нужды, при этом не платит ни копеечки. Справиться с этой проблемой коммунальные службы не в состоянии. И единственное, что они предпринимают, - платят за перерасход в муниципальном фонде из городской казны. Накладно, конечно, но куда деваться.

 

На заре ресурсосбережения в Тольятти устанавливались внутридомовые приборы учета. Потребление воды определялось по показаниям счетчиков, а потом в равных долях делилось на всех проживающих. Два года назад в домах ТСЖ вдруг обнаружилось сверхнормативное потребление воды, и за лишние кубометры людям приходилось доплачивать, причем немалые суммы. Но проблему решили довольно скоро, после того как выявили всех “коммунальных зайцев”, то есть непрописанных жильцов.

 

Норматив в пользу монополиста

 

Однако жильцы домов с общим счетчиком не застрахованы от того, что не платят “за того парня”. Одна семья целый день на работе, а в другой часть семейства постоянно дома. В одной квартире - обычная ванна, в другой - джакузи. А посему городские власти склоняются к тому, чтобы приборы учета стояли непосредственно в квартирах тольяттинцев.

 

Такой авторитетный специалист как Аркадий Гильбух в интервью “ТО” заявлял, что считает норматив явно завышенным. Ему вторят другие и поясняют, что сложился такой норматив потому, что в него включены всевозможные потери. Нужно же на кого-то списывать затраты, поскольку трубы текут.

 

С 2002 года в Тольятти утверждены нормативы потребления света, воды, газа. Последние два норматива учитывались при расчете квартплаты. По газу был скорректирован в сторону увеличения в прошлом году по требованиям газовиков, у которых тоже не совпадали суммы оплаченных кубометров с фактическим потреблением. По воде норматив остался тот же и равняется 340 литров воды в сутки на одного человека. Для семьи из четырех человек расход составляет 1360 литров в сутки или 40800 литров в месяц. Из этого расчета взимается плата за водопотребление. Если в 2003 году действовал тариф 53,4 рубля за горячую воду (ГВС) и 26,5 рубля за холодную, то с 1 мая 2004 года тариф на ГВС вырос до 80,8 рубля и до 42,6 рубля за холодную. Общие расходы только по этому ресурсу для семьи из 4 человек выросли с 319,7 рубля до 493,8 рубля. При этом все прекрасно понимают, что 34 ведра воды в сутки умудряются выливать лишь отдельные граждане, большинство, целыми днями пропадая на работе, расходуют по паре ведер, ну максимум десять. Но платят-то за 34.

 

Кроме того, у поставщика услуг, если у потребителей нет приборов учета, есть право применять метод расчета по пропускной способности трубы (по сечению трубы). И к отдельным ТСЖ (где не были установлены домовые приборы учета) эта методика применялась. Она оказалась весьма затратной даже по сравнению с оплатой по нормативам. Причем в разы. Наглядный пример - МУП “ПО КХ” выставлял управляющей компании ОАО “ПЖРТ” счета по 12 домам ТСЖ по сечению трубы, а те брали плату с населения по нормативу. Разница составила 7 миллионов.

 

Чиновники тоже понимают, что принятая методика расчета ущербна, она позволяет поставщикам услуг зарабатывать на населении. Но в отсутствие счетчиков доказать объем потребления трудно.

 

500 литров через унитаз

 

Единственный способ не переплачивать поставщикам услуг - платить по факту потребленного ресурса. Но для этого нужны приборы учета и потребителей.

 

Сейчас ситуация изменилась. На федеральном уровне было заявлено, что на субсидии могут рассчитывать только те граждане, у которых коммунальные и жилищные расходы превышают 22% семейного бюджета. Городские власти обязаны этих стандартов придерживаться. Но они отдают себе отчет в возможных последствиях: большинству пенсионеров придется отдавать половину своей пенсии. А на что жить? В этих условиях было принято решение о выплате компенсаций за счет городского бюджета. Но рассчитывать на них могут только малообеспеченные граждане. Всем остальным приходится рассчитывать на себя. Многие встрепенулись. И стали считать, что выгоднее: платить по нынешним тарифам или установить приборы учета, и через какое время они окупятся. Исследования, проведенные специалистами департамента ЖКХ, показали, что безо всяких напрягов жители, у которых установлен прибор учета, экономят где-то 15% ресурса. А если жители не станут лить воду без нужды, то экономия по воде может дойти и до 60%. Правда, есть несколько месяцев, когда наблюдается перерасход воды, - это пора жары и солений, но зато все остальные месяцы - чистая экономия.

 

Но подвигнуть народ к экономии ресурсов не представлялось возможным. Пока бюджет оплачивал за население половину стоимости коммунальных услуг, расходы по квартплате не были обременительными для семей со средним достатком, а люди с низкими доходами не тратили ни копейки.

 

А вот тольяттинский пример. В одном из квартир дома ТСЖ, что на Южном шоссе, 43, экономия только по воде составила более 50%, а в результате стоимость квартплаты за трехкомнатную квартиру с тремя проживающими с учетом электроэнергии составила 836 рублей. В муниципальном фонде за двухкомнатную квартиру из трех членов семьи без учета электроэнергии, платят 1200 рублей.

 

Специалисты департамента ЖКХ утверждают, что до 500 литров воды в сутки утекает, если плохо отрегулирован сливной бачок. Если просто отрегулировать краны, унитаз, то и потребление воды резко сократится. Чиновники приводят пример Калининграда. Там резко выросли тарифы на электроэнергию, и за тепло с населения стали брать посезонно. Народ кинулся устанавливать приборы учета, а потребление воды сократилось на 27%.

 

Сегодня многие тольяттинцы на выходные выезжают на дачи. В эти дни они воду не потребляют, но с них все равно денежку берут по нормативу. За пересчетом из-за пары дней никто не обращается. Хлопотно это. Даже те, кто выезжает на месяц и больше, не спешат вернуть деньги, взысканные за непотребленный ресурс. Из общей массы горожан, если взять ее за 100%, за перерасчетом обращаются 1-2%.

 

Рублем по ментальности

 

С установкой счетчиков эта лафа сразу закончится. Доходы, получаемые за счет оплаты по нормативу, резко пойдут вниз. И, как полагают скептики, поставщики услуг, чтобы поправить свое финансовое положение, сразу поднимут тарифы. Вполне может быть, но не факт. Устанавливает расценки на энергоресурсы уполномоченный орган на уровне области, кроме того, есть пределы повышения, установленные на федеральном уровне.

 

Такое отношение населения многие склонны объяснять российской ментальностью. Однако, не считая копеечку, мы теряем сотни рублей. Коммунальщики, не приученные к тому, что любое отключением воды им придется компенсировать, позволяют себе оставлять народ без горячей воды даже не на день и не на два, а на неделю и месяц.

 

Понятно, что заставить население установить приборы учета чиновники не вправе. Убеждать, агитировать сколько угодно, но не заставить. Не спрашивая жителей, они могут установить внутридомовой счетчик. А там пусть жильцы сами платят, если выявятся сверхнормативное потребление. В выигрыше окажутся хозяева квартир со счетчиками. Они будут платить за то, сколько потребили. Все, что в остатке, поделят поровну на остальных квартиросъемщиков. При таких подходах в установке приборов учета больше всего должны быть заинтересованы те слои населения, которые не обладают большими доходами.

 

Если Баба яга против

 

 

В департаменте ЖКХ уже наработал схемы установки счетчиков в рассрочку. Приобретение счетчиков - это забота департамента или управляющей компании, которые заключают договор с инвестором. Гражданину останется оплачивать дополнительно начисленные к квартплате дополнительные суммы (все будет зависеть от условий договора), пока не погасится стоимость счетчиков. Или рассчитываться самостоятельно. Есть и третий вариант: в счет уплаты берутся сэкономленные деньги.

 



 

Розробка механізмів стимулювання. Содержание. Новая страница 1. Хватит ли нефти на всех. Особенности российского энергодефицита.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0139