Главная >  Потенциал энергии 

 

В поисках формулы энергетической. посол по особым поручениям, специальный представитель министра иностранных дел России по подготовке и проведению саммита «Группы восьми»

 

Ю. Исаков,

 

Проблемы энергетики постоянно находятся в зоне внимания «шестерки»/«восьмерки» с момента ее возникновения в 1975 г. Более того, именно энергокризис 1973 г. подтолкнул к созданию этого механизма. Уже в декларации первого саммита «шестерки» (Рамбуйе, ноябрь 1975 г.) говорилось о приоритетном значении обеспечения мировой экономики адекватными энергоресурсами. В этом же документе зафиксированы контуры отдельных совместных мер, способствующих решению этой проблемы: сокращение импорта энергоресурсов и их консервация, развитие альтернативных источников энергии, расширение сотрудничества со странами — производителями энергоресурсов.

 

Справедливое распределение рисков, баланс интересов между производителями, транзитерами и потребителями энергоресурсов станут реальностью, если удастся выработать прозрачные и четкие правила игры.

 

Особенность Санкт-Петербурга — комплексная подача этой темы. Речь будет идти как о путях повышения эффективности и экологичности традиционной энергетики и ее инфраструктуры, так и о внедрении новых источников энергии, энергоэффективности, энерго- и ресурсосбережении, расширении инвестиций в энергоотрасль. По сути дела, будет предложено видение «восьмеркой» всеобъемлющей стратегии развития мировой энергетики. В этом — принципиальное отличие и особая значимость будущих санкт-петербургских решений в данной сфере.

 

На ряде последующих саммитов Клуба энергетическая тематика, так или иначе, фигурировала с акцентом на различные ее аспекты: развитие безопасной ядерной энергетики (особенно Токио, 1986 г. — на фоне Чернобыля; Мюнхен, 1992 г.; специальный Московский саммит по ядерной энергетике, 1996 г.), увеличение резервных запасов нефти (Токио, 1979 г.), энергосбережение (Венеция, 1980 г.), развитие инновационных источников энергии (Окинава, 2000 г.; Эвиан, 2002 г.), воздействие энергетики на глобальный климат (Глениглс, 2005 г.).

 

Стержневым элементом стратегии развития глобальной энергетики является обеспечение международной энергетической безопасности (МЭБ). В самом сжатом виде формула МЭБ сводится к следующему: надежное обеспечение мировой экономики и населения максимально широким набором видов энергии на предсказуемых условиях по приемлемым для импортеров и экспортеров ценам и при минимальном давлении на окружающую среду.

 

Как достичь равноправия и выгоды

 

По оценкам многих экспертов, заканчивается период «легкой»/дешевой нефти. Ее добыча смещается в районы с более сложными геологическими и климатическими условиями (шельф Арктики, более глубокие скважины, вечная мерзлота и т.д.), соответственно резко увеличивается протяженность/стоимость трубопроводов. В результате растут цены на энергоносители. Поэтому в контексте справедливого распределения рисков необходимо обеспечивать законные интересы как потребителей, так и производителей, в том числе за счет обеспечения предсказуемости/безопасности спроса, передачи современных технологий, обеспечения доступа к распределительным сетям, привлечения инвестиций на таких условиях, которые обеспечили бы равноправие и выгоду.

 

Очевидно, что важнейшим условием обеспечения энергобезопасности является справедливое распределение рисков и достижение баланса интересов между производителями, транзитерами и потребителями энергоресурсов. А цементировать выгодное для всех взаимодействие должна растущая зависимость всех игроков на энергетическом поле. Особое значение в этом контексте приобретает выработка прозрачных и четких правил игры.

 

На смену таким односторонним подходам должен прийти добросовестный поиск взаимоприемлемого баланса между интересами всех участников энергорынка. А это значит, что наряду с обеспечением большей доступности и прозрачности данных по запасам, спросу и резервам следует расширять практику долгосрочных контрактов между производителями и потребителями с учетом длительных сроков окупаемости энергопроектов. Как минимум не препятствовать взаимовыгодному обмену активами энергорынка (здесь уже есть определенный позитивный опыт сотрудничества с Германией), стандартизировать работу иностранных операторов на рынках энергопроизводителей, энергопотребителей и транзитеров. Все это будет реально способствовать большей предсказуемости рынка в общих интересах всех его участников.

 

Сегодня же мы слышим в основном голос потребителя, в том числе через призму явно предвзятых оценок газового конфликта с Украиной, резкой интенсификации заявлений о необходимости диверсификации энергопоставок в Европу и т.д. В то же время резонное стремление к той же диверсификации со стороны России, как поставщика, воспринимается в штыки. Достаточно напомнить о шумных пропагандистских кампаниях, которыми сопровождаются реализуемые либо планируемые российской стороной проекты — СЕГ, ВСТО, развитие южного газотранспортного направления через Турцию в Израиль, Италию; наше законное стремление приобрести энергоактивы во Франции, Англии, Германии.

 

Энергетика — одна из основ самого существования человека, ключевое условие поступательного социально-экономического развития. Уже в силу этого энергетика объективно является наиболее политизированной сферой экономики применительно и к странам-производителям, и к потребителям энергии. Достаточно проанализировать регулирующее воздействие государства на энергосферу, будь то в Евросоюзе, США, странах Персидского залива, Китае и других странах. Не просматривается причин, по которым Россия должна быть исключением в этом плане.

 

Искусственная политизация вредит всем

 

Такой очевидный диссонанс и был обусловлен неприемлемой политизацией вопроса. Аналогичные всплески политизации мы наблюдаем в отношении нормальных экономических действий российских операторов с целью повышения прибыльности своего бизнеса, в частности, путем прокладки дополнительных нефте- и газопроводов — СЕГ, ВСТО и других проектов.

 

Однако естественная политическая «заряженность» этой отрасли отнюдь не оправдывает искусственную политизацию проблем ее функционирования в рыночных условиях. Взять тот же энергоспор с Украиной. В приватных беседах абсолютное большинство наших непредвзято настроенных партнеров признают обоснованность требований «Газпрома» насчет перехода на рыночные цены на газ. Однако когда дело дошло до вынужденно решительных мер с российской стороны, реакция в ряде западных стран была весьма нервной. Наверное, можно подискутировать насчет большей или меньшей степени «элегантности» в подаче аргументов сторонами этого хозяйственного спора, однако справедливость экономически обоснованных российских требований неоспорима.

 

Россия и ЕС — естественные партнеры в энергетике

 

Политическая «заряженность» энергосферы обусловлена также значительным влиянием на нее геополитических кризисов, прежде всего вокруг основных энергопроизводящих стран и регионов. Достаточно упомянуть арабо-изральские войны, ирано-иракский конфликт, которые приводили к серьезной дестабилизации мирового рынка. Нынешние ситуации в Ираке, вокруг ядерной программы Ирана, меры, предпринимаемые рядом латиноамериканских нефтепроизводителей по усилению государственного контроля над этой отраслью, несомненно, оказывают серьезное воздействие на мировой энергетический рынок. И наоборот, урегулирование напряженности в районах нефтедобычи и вдоль основных энергомаршрутов сделает более стабильной и предсказуемой ситуацию на мировых энергорынках, прочнее всеобщую энергобезопасность.

 

Напористо отстаивая собственную энергобезопасность, отдельные страны-потребители в ЕС не всегда склонны признавать точно такие же потребности в энергобезопасности России как энергопроизводителя. Находятся деятели, которые упорно не хотят признавать вполне естественную российскую заинтересованность в оптимизации расходов на транспортировку нашей нефти. Именно в этом ряду нежелание видеть за повышенными эмоциями в Варшаве по поводу строительства СЕГ очевидной экономической подоплеки: реакции на утрату «транзитной ренты».

 

Сколько бы ни шумели «доброжелатели» насчет необходимости «срочной переориентации» энергопотребления Европы на нероссийские источники, Россия была и, несомненно, останется для Европы крупнейшим поставщиком энергоресурсов. Вряд ли можно серьезно рассуждать о какой-то «замене» 100 млн т нефти и 160 млрд. м3 газа, которые Россия поставляет сегодня в Европу, т.к. альтернативных источников энергоресурсов такого объема просто не существует.

 

Еще один пример — Энергетическая хартия. Россия всегда признавала и признает принципы, заложенные в этом документе. Что же касается Договора к Энергохартии, то, как известно, Россия подписала его, идя навстречу настойчивым пожеланиям Евросоюза. При этом было однозначно заявлено, что мы намерены продолжить совместную работу над этим документом, прежде чем он будет ратифицирован, чтобы в большей степени учитывались интересы России. Должны быть обеспечены более справедливые и взвешенные условия транзитного протокола, доступа к нашим трубопроводным системам, режима защиты инвестиций, торговли расщепляющимися материалами при наращивании европейских инвестиций и передаче современных технологий в российский ТЭК.

 

Именно поэтому принципиальную важность приобретает универсальная трактовка диверсификации как понятия, равно применимого для всех без исключения участников энергорынка, а отнюдь не только для энергопотребителей. Мы бы хотели рассчитывать на усиление конструктивности в европейских подходах к данному и иным аспектам энергополитики.

 

В целом, как представляется, интересам и России, и ЕС отвечала бы стратегическая линия на стыковку энергосекторов наших стран и формирование, разумеется, на взаимовыгодных условиях единого общеевропейского энергетического пространства, функционирующего по общим правилам.

 

К этому следует добавить, что Россия обоснованно заинтересована не только в гарантированных объемах поставок энергоносителей в Европу, но и в оптимальном их наборе (нефть, газ, уголь, электроэнергия, включая АЭС, нефтепродукты, а также энергоемкие химикаты и металлы). Заинтересована и в обеспечении свободы транзита этих энергопотоков по территории стран ЕС через существующие и планируемые к строительству газо- и нефтепроводы, порты, линии электропередачи. Реальное движение ЕС в этом направлении, несомненно, ускорит решение вопроса о ратификации ДЭХ.

 

Важнейшим инструментом, объективно усиливающим предсказуемость и надежность партнерских отношений в энергосекторе, является практика заключения долгосрочных контрактов на поставки энергоресурсов. В современных условиях из-за постоянно возрастающей финансовой нагрузки на энергопроизводителя в связи с переходом к добыче «тяжелых» нефти и газа этот инструмент энергобезопасности становится одной из важнейших страховок от многомиллиардных рисков, например, связанных со строительством «мега»нефте- и газопроводов.

 

Надежность России как поставщика энергоресурсов подтверждена сорокалетней практикой нашего взаимодействия с Европой. Мы имеем мощную ресурсную базу, и подтвержденные запасы нефти и газа постоянно возрастают. По прогнозам, к 2030 г. только на газовых и нефтяных полях Восточной Сибири и Дальнего Востока будет добываться около 150 млрд. м3 газа в год; на Сахалинском шельфе к 2020 г. планируется довести добычу нефти до 100 млн. т и природного газа — до 60 млрд. м3; в Северо-Западном регионе России к 2015 г. предполагается добывать до 62 млн. т нефти и газового конденсата, до 12 млрд. м3 природного газа.

 

Борьба с энергобедностью является важнейшей составной частью общих усилий мирового сообщества по сокращению бедности. Основные задачи на этот счет были сформулированы в известных Целях развития на рубеже тысячелетия (ЦРТ), принятых в 2005 г. на Саммите тысячелетия ООН.

 

Глобальная энергобезопасность недостижима без преодоления энергобезопасности

 

Впервые в практике «восьмерки» на встрече в Санкт-Петербурге проблеме преодоления энергобедности уделят особое внимание. Будет дан импульс интенсификации усилий на базе партнерства государства и частного сектора как на национальном уровне, так и во взаимодействии с внешними партнерами — государствами-донорами и многосторонними финансовыми институтами для преодоления энергобедности. Это — задача огромного масштаба, так как речь идет о дополнительных инвестициях в энергосектор развивающихся стран до 2015 г. в объеме около 200 млрд. долл.

 

По данным ООН, в настоящее время почти 2,5 млрд. человек не имеют доступа к современным энергетическим услугам, более 1,6 млрд. вообще не пользуются электричеством. Из-за экологических последствий энергобедности (загрязнение воздуха при использовании некачественного топлива) ежегодно умирают около 2 млн. детей в возрасте до пяти лет. Постоянно растущее использование ископаемых видов топлива в развивающемся мире способствует изменению глобального климата. Если не принять срочных кардинальных мер, эти проблемы неизбежно будут усугубляться.

 

По мнению России, одним из перспективных инструментов преодоления энергобедности может стать использование безопасной ядерной энергии, в частности, путем реализации инициативы В.В. Путина по созданию международных центров производства, обогащения и утилизации ядерного топлива. По мнению российских экспертов, хорошие перспективы в этом плане имеет и идея наших энергетиков-атомщиков об использовании плавучих ядерных энергоустановок.

 

Страны «восьмерки» стремятся внести свой вклад в сокращение энергоразрыва между развитыми и развивающимися странами. Основные направления: помощь в снижении шоковых последствий для экономики развивающихся стран от роста цен на нефть и поддержка их стратегических усилий по преодолению энергобедности. Среди конкретных задач — содействие в разработке эффективных национальных программ по развитию энергетики, реализации мер по повышению энергоэффективности и энергосбережению, формированию специальных программ в пользу обеспечения доступа беднейших слоев населения к энергоуслугам, стимулированию развития альтернативных источников энергии, повышению экологичности энергетики, развитию местных, преимущественно возобновляемых источников энергии и энергетической инфраструктуры.

 

Работа над итоговым документом Санкт-Петербургского саммита по энергобезопасности близка к завершению. Несмотря на определенные различия в подходах партнеров к отдельным вопросам (режим инвестиций в энергетику, безопасность спроса, использование долгосрочных контрактов, обмен активами энергорынка, повышение прозрачности энергосектора, оценка Договора к Энергетической хартии), видны реальные перспективы их консенсусного согласования. Можно с уверенностью сказать, что рождается солидный долгоиграющий стратегический документ, который определит на десятилетия основные векторы совместных усилий «восьмерки» и всего мирового сообщества по развитию энергоотрасли.

 

Как известно, отдельные страны «восьмерки» по-разному относятся к атомной энергетике. Есть активные сторонники развития этой отрасли (Франция, Япония, Канада), которая обеспечивает значительную долю в их энергобалансах. Другие (Германия) относятся сдержанно. Тем не менее общим знаменателем в подходах всех стран «восьмерки» к развитию атомной энергетики в развивающихся странах является требование безусловного и самого жесткого соблюдения режима нераспространения ядерного оружия.

 



 

ГОСУДАРСТВЕННА ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИ. Топливные пеллеты из Запорожья. Беларусь к 2020 году снизит энер. Новая страница 1. Пять шагов к теплу и свету.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0198