Главная >  Потенциал энергии 

 

2. Для оценки происходящего нампотребуются новые критерии и новыеотправные позиции для анализа. И цели этогоанализа тоже достаточно новые - нампредстоит найти пути, позволяющиечеловечеству избежать возможныхкатастрофических последствий нашейпредыдущей истории и определить возможныеварианты развития событий планетарногомасштаба в зависимости от образа нашихдействий.

 

Сказанное в предыдущих главахпозволяет думать, что логика истории намоткрывает ее новую страницу. Мы постепенноприходим к пониманию того, что человечествоприближается к очередному перелому истории,который, вероятнее всего, изменит всюпланетарную картину и переведетчеловечество в новые каналы развития сновыми представлениями о ценностях иновыми стимулами развития. И я думаю, чтоэтот процесс перехода уже начался, и нетолько в материальной сфере. Может быть,главное происходит в духовной жизничеловека? И хотя совершенно не очевидно, чточеловечество окажется способным совершитьэтот начатый переход, его анализом надотщательно заниматься, искать разумные пути,искать способы перестройки менталитеталюдей, их ценностных шкал. Сообразно с темиусловиями жизни, которые нас ожидают.

 

* * *

 

И еще нам предстоит понять играницы наших возможностей, и тот потенциалколлективных усилий, которым располагаетпланетарное общество для решенияобщепланетарных задач... Люди склонны ккрайним решениям, и задача наук,гуманитарных и естественных, уберечь их отнеоправданных надежд и иллюзий. И в то жевремя не дать развиться новомусредневековью.

 

Рассказанное в предыдущихпараграфах заставляет пересмотреть целыйряд традиционных суждений. Во всех нашихобщих оценках мы практически никогда неучитывали тот факт, что люди, по существу,очень разные, что они воспитаны в разныхцивилизационных рамках, разных традициях иочень по-разному воспринимают происходящее,оценивают его, по-разному реагируют и по-разномупринимают решения даже в одинаковыхситуациях. Даже само понятиеобщечеловеческих ценностей требуетконкретизации и уточнения, если оно исохранит свое значение в том контексте, вкаком оно ныне используется.

 

Рассуждая о возможном будущем,люди судят о нем очень по-разному.Экономисты говорят об экономике,политологи о политических раскладах,инженеры о перспективах перевооруженияпромышленности, а экологи о грядущемкризисе, и очень редко в этом разноголосомхоре можно услышать тех, кто говорит опроблемах цивилизационных. Но я убежден,что в современных условиях именно этотракурс - один из важнейших, если не самыйважный, и его анализу нельзя отводитьвторостепенное место: цивилизационнымособенностям предстоит сыграть важнейшую,решающую роль в трансформацииобщепланетарной ситуации и в формированиитех универсалий нравственности, о которых яуже не раз говорил выше. Тем более вусловиях теснейшей взаимосвязиэкономической и прочей активности, когдаразличия в понимании происходящего,различия в структуре целей и предпочтенийстановятся порой определяющими поведениецелых групп, народов и континентов.Различия цивилизаций рождают противоречия,может быть, наиболее трудно устранимые.Найти компромисс в экономической сферекуда легче, чем, например, договориться осовместимости различных религиозных мифов.А только совместные, хорошоскоординированные действия различныхцивилизаций, способные выработатьнеобходимые универсалии вовзаимоотношениях Природы и человека, даютнадежду на благополучный исходнаступающего экологического кризиса.

 

Сегодня, когда утвердилась (надолголи!?) монополия транснациональныхкорпораций и экономика планеты стала (становится)единой, цивилизационные различия ицивилизационные разломы могут стать однимиз важнейших факторов постиндустриальнойэволюции и нестабильностейпостиндустриального мира. Раньшецивилизационные различия носили пограничный характер; теперь же они, как метастазы,пронизывают все тело планетарногосообщества. Я не думаю, что все смогутпринять, причем в равной степени,утверждающиеся, точнее - навязываемые,стандарты в образе жизни и оценкахпроисходящего. Может измениться и характернепрерывно происходящей модернизации.Судьба современного мира действительно напереломе.

 

Если вдуматься в содержаниепонятия общечеловеческие ценности ,как оно сейчас трактуется, то мы легкоувидим его условность и неприемлемость вкачестве общечеловеческой универсалии. Посуществу, сегодняшний перечень общечеловеческихценностей тождественен той системеценностей, которая утвердиласьевроамериканской цивилизацией на основеиудо-христианской религиозной традиции исистемы изначальных доктрин и мифов. И егоникак нельзя абсолютизировать (вспомним,что даже летоисчисление у разных народовразное). Конечно, существуютобщечеловеческие ценности, некоторыеуниверсалии, хотя бы потому, что всечеловечество принадлежит к единомубиологическому виду и взаимодействует сПриродой как одно целое. Но далеко не всеможно считать общим для всех. Американскиестандарты вряд ли следует навязывать нетолько китайцам или мусульманским народам,но и потомственным европейцам -французам!

 

Но не только это.

 

Если ХХ век был векомпредупреждения , то боюсь, что XXIсделается не только веком свершений ,но и веком крушений . Крушением всеготого миропредставления, котороеутвердилось в сознании большинства людей,воспитанных в рамках цивилизаций,основанных на принципах собственности.

 

Но сейчас положение меняется: появляютсяновые цивилизационные лидеры нетолько в области культуры, но и технологий.Поэтому вполне вероятно, что направлениемодернизационной волны может измениться. Иэто, в свою очередь, кардинальным образомможет перестроить характер течения всехмировых процессов. И сам МИР ТНК. И егоструктуру и ... даже сменить его элиту! Но длятого, чтобы обосновать такое предположение,я должен объяснить собственное пониманиетермина цивилизация и своюинтерпретацию цивилизационных проблемсовременности. Одновременно и ставшиймодным с подачи Хантингтона термин цивилизационныйразлом . Я неоднократно использовал этоттермин, но совсем в ином контексте.

 

Мы долгое время отождествлялипонятия модернизация и вестернизация и были убеждены в их тождественности,поскольку модернизация воспринималась какпроцесс восприятия технических достиженийзападных стран. И последние два-тристолетия такое отождествление понятийвестернизации и модернизации былооправдано: Европа на протяжении последнихстолетий была бесспорным цивилизационнымлидером и определяла направлениепромышленного развития. Подчеркнем -развития прежде всего в области науки,техники, технологий, а не в сфере духовногомира. Он жил и развивался по собственнымканонам, конечно, взаимосвязанным сразвитием промышленного производства,науки и технологий, но отнюдь им нетождественным. И в разных странах очень по-разному.

 



 

Проект. Предложения по концепции закона. Запах легких денег Российские компаниихотят заработать на парниковом эффекте. Арматуростроение США во времяэнергетического кризиса. Порівняльний аналіз енергозберігаючої політики в країнах Європи.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0112