Главная >  Потенциал энергии 

 

Об энергосбережении и повышении. В апреле 2000 года была проведена проверка его выполнения, и в принятом постановлении Губернатора области отмечалось, что в деятельности по исполнению указанного Закона области имели место существенные недостатки.

 

Контрольное управление проанализировало ход реализации в 2001-2004 годах областного закона от 05.07.1999 № 37-ОЗ Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Владимирской области .

 

Не выполнялось требование статьи 12 Закона Владимирской области об обязательном учете, начиная с 2000 г. всего объема вырабатываемых, реализуемых и потребляемых на территории области топливно-энергетических ресурсов. Не была определена очередность выполнения и источники финансирования работ по оснащению приборами учета. Низкими темпами решался вопрос по внедрению средств учета электроэнергии, тепла, горячей и холодной воды в учреждениях бюджетной сферы.

 

Отсутствовала должная координация при подготовке отраслевых программ энергосбережения, не были выдержаны установленные сроки их предоставления на утверждение. На то время не была начата реализация Программы проведения обязательных энергетических обследований, ни в одном из запланированных к проверке 23 энергоемких предприятий области не был проведен энергоаудит. Не был определен порядок и последовательность проведения энергетических обследований организаций с годовым потреблением энергетических ресурсов менее шести тысяч тонн условного топлива (т. у. т.), обследование которых должно проводиться по решению администрации области.

 

В целях обеспечения наиболее эффективной работы по выполнению Закона постановлением был намечен комплекс мероприятий, реализация которых позволила улучшить ситуацию по энергосбережению.

 

Отсутствовала практика предоставления налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов предприятиям и организациям, занимающимся реализацией программ энергосбережения.

 

Принят закон области № 33-ОЗ от 13 мая 2004 г. Об областной целевой программе Энергосбережение и повышение надежности энергоснабжения в сферах производства, транспортировки и потребления топливно-энергетических ресурсов на период до 2010 года и постановлением Губернатора области от 16 августа 2004 года утверждено положение о порядке реализации указанной программы.

 

В целях исполнения закона дополнительно к действовавшим на тот период были приняты постановления Губернатора области:
от 29 мая 2000 г. N 374 О программе энергосбережения в жилищно-коммунальном хозяйстве и учреждениях бюджетной сферы ;
от 31 мая 2001г. № 317 Об отраслевой программе Владимирской области Повышение эффективности использования энергии в промышленности ;
от 16 августа 2001 г. № 475 Об отраслевой программе Владимирской области Развитие производства энергоэффективного оборудования, приборов и материалов на территории Владимирской области ;

 

Постановлением Губернатора области в мае 2002 года был создан Координационный совет по энергосбережению, который обеспечивает взаимодействие по вопросам энергосбережения и определяет приоритетные направления областной энергосберегающей политики.

 

В апреле т.г. был принят закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Владимирской области « Об энергосбережении и повышении эффективности использования топливно-энергетических ресурсов на территории Владимирской области». Целью внесенных поправок являлось стимулирование энергоснабжающих организаций к внедрению у себя энергосберегающих технологий и оборудования, а именно: затраты на выполнение энергосберегающих мероприятий включаются в тариф на срок их окупаемости плюс один год, что позволит за счет повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов получить дополнительные средства на развитие производства.

 

В 2002 году постановлением Губернатора области при Филиале по Владимирской области Владимиргосэнергонадзор был создан Региональный Центр энергосбережения Владимирской области, который за истекший период времени провел энергоаудит систем электроснабжения в городах Александров, Вязники, Гороховец, Гусь-Хрустальный, Кольчугино, Киржач, Курлово, Покров, Струнино, Суздаль. Выполнение выданных Центром рекомендаций позволило снизить технические потери в сетях электроснабжающих организаций на 1-2%. С учетом результатов энергоаудита для муниципальных предприятий электрических сетей Центром разработана 5-летняя программа по замене приборов учета и установке эффективных осветительных приборов. При этом только в городе Владимире установка 680 натриевых светильников позволила снизить электропотребление на 320 тыс. киловатт-часов и получить экономию в размере свыше 180 тысяч рублей. В 2002 году Центр провел инструментальное обследование системы теплоснабжения г. Судогды. Вариант схемы теплоснабжения микрорайона Строитель был одобрен в администрации области, и только игнорирование рекомендаций Центра администрацией города Судогды привело к негативным последствиям зимой. Центр также занимается разработкой технико-экономических обоснований энергосберегающих мероприятий, оказывает услуги в сфере рационального и эффективного использования энергетических ресурсов, обеспечения надежности и безопасности энергоустановок, организует семинары, конференции и другие мероприятия по проблематике своей деятельности, осуществляет аккредитацию энергоаудиторских фирм на территории области.

 

В соответствии со ст. 13 закона Энергетические обследования по решению администрации области Филиал по Владимирской области Владимиргосэнергонадзор федерального государственного учреждения Управление государственного энергетического надзора по Московскому региону в 2001-2004 годах провел энергетическое обследование 26 энергоемких предприятий, потребляющих свыше 6 тысяч т. у. т. в год, и выявил резервы экономии топливно-энергетических ресурсов в размере свыше 160 тыс. т. у. т.. За этот же период было обследовано 402 предприятия и организации, потребляющих энергетических ресурсов менее 6 тыс. т. у. т., в том числе в 2003 году 130 из 144 организаций бюджетной сферы, и выявлены резервы экономии на сумму 21,3 млн. рублей. При установлении лимитов потребления топливно-энергетических ресурсов на 2004 г. всем организациям, финансируемым из областного бюджета, были учтены результаты проведенного энергоаудита и экспресс-обследований, что дало снижение расходов областного бюджета на оплату ресурсов на 3,12 млн. руб.

 

В 2003 году департаментом государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации области впервые было составлено тарифное меню, позволяющее потребителям рассчитываться за электроэнергию как по одноставочному, так и по двухставочному тарифу независимо от заявленной мощности. Для 15 организаций, которые ведут учет электроэнергии по зонам суток с использованием автоматизированных систем коммерческого учета (АСКУЭ) устанавливались дифференцированные по зонам времени суток тарифы. Экономический эффект для пользователей тарифа в 2003 г. составил свыше 37 млн. руб.

 

В соответствии со ст. 9 закона Федеральное государственное учреждение Владимирский центр стандартизации, метрологии и сертификации в 2001-2004 годах провел проверки соблюдения метрологических правил и норм при транспортировке, хранении и потреблении энергоресурсов на 92 предприятиях и в организациях. При каждой пятой проверке выявлены нарушения. Виновные в соответствии с действующим законодательством были привлечены к административной ответственности, а нарушения по выданным предписаниям устранены.

 

Во всех муниципальных образованиях утверждены программы энергосбережения. На их реализацию в 2001-2004 годах из местных бюджетов выделено свыше 200 млн. рублей.

 

В 2000-2003 годах переведено на газ 138 котельных. Природный газ получили 388 предприятий и организаций промышленности и коммунально-бытового обслуживания. Газифицировано 11,3 тысяч квартир, переведено со сжиженного на природный газ 28,2 тысяч квартир.

 

Не действует ст. 10 закона – Статистическое наблюдение за энергопотреблением . Департаментом государственного регулирования топливно-энергетического комплекса администрации области совместно с областным комитетом государственной статистики до сих пор не разработаны формы статистической отчетности организаций по показателям целевой областной программы повышения эффективности использования энергии. Согласно постановлению Губернатора области эти работы должны были быть завершены еще в 2000 году, но договор между администрацией области и комитетом госстатистики на сумму 1,6 млн. рублей на разработку и внедрение указанных форм отчетности не был подписан из-за финансовых разногласий.

 

Вместе с тем в реализации закона и принятых в его развитие постановлений Губернатора области имеются недостатки.

 

Есть отставание от плановых показателей в выполнении программы Владимирской области Энергосбережение в сферах производства и транспортировки электрической энергии и природного газа на 2000-2005 годы . Выполнение по годам (план/факт) выглядит следующим образом:

 

Не действует п. ст. 8 закона и ст. 15 о предоставлении бюджетных гарантий, налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов предприятиям и организациям, занимающимся реализацией программ энергосбережения, поскольку положения указанного пункта и статьи закона противоречат Бюджетному кодексу Российской Федерации.

 

Не в полной мере выполняется программа развития производства энергоэффективного оборудования. В прошлом году меньше, чем планировалось, выпущено запорно-регулирующих клапанов ЗАО Армагус (4085 шт. вместо 6235 по программе на 2001 год и 10000 – на 2005 год), электронасосных центробежных агрегатов на ОАО Бавленский завод Электродвигатель (533 шт. вместо 800 и 1000 шт. соответственно), базальтового волокна на ОАО Судогодское стекловолокно (160 тонн вместо 635 т. и 6500 т соответственно), оконных блоков повышенного термического сопротивления на ОАО Агрострой (0,7 тыс. кв. м. вместо 5 тыс. кв. м. и 20 тыс. кв.м. соответственно). В связи с реорганизацией предприятия ОАО Элекс прекращено производство электронного пускорегулирующего аппарата для люминесцентных ламп (объем выпуска на 2005 год предполагалось довести до 5 млн. штук).

 

2000 год - 13466,0/6059,7 тыс. руб.- 45%
2001 год - 29830,6/28053,1 тыс. руб. - 94%
2002 год - 51081,2/47762,2 тыс. руб. - 94%
2003 год - 81852,9/64215,4 тыс. руб. - 78,5%

 

У предприятий жилищно-коммунального хозяйства нет заинтересованности в установке приборов учета горячей и холодной воды в квартирах, поскольку действующие нормативы ее потребления значительно завышены и позволяют собирать плату за водопотребление не соответствующее фактическому расходу. У многих жителей области нет средств, чтобы провести единовременные траты на установку счетчиков, хотя, по отзывам всех, у кого счетчики установлены, их окупаемость составляет от полугода до 2-х лет.

 

Перевод энергопотребителей на газ с одной стороны позволяет экономить средства на энергоносители, а с другой стороны нередко приводит к нерациональному использованию газа и не стимулирует внедрение энергосберегающих мероприятий. В связи с тем, что сбытом газа занимается ООО «Владимиррегионгаз», централизованной установкой газосчетчиков ОАО «Владимироблгаз» не занимается. В настоящее время газовые счетчики установлены всего у 20% потребителей газа.

 

Федеральной целевой программой Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы во Владимирской области предусматривалось сооружение 14 малых гидроэлектростанций общей мощностью 20,7 мегаватт на реках Колпь, Гусь, Поль, Ушна, Нерль, Пекша, Колокша, Ирмесь, Черемушка, Унжа, Судогда; разработка и использование альтернативных видов топлива (биогаза, растительного газа) в ОАО Воронежский , но ни одно из мероприятий не выполнено из-за отсутствия финансирования.

 

Со стороны Координационного совета по энергосбережению требуется большей настойчивости во взаимоувязке действующих программ энергосбережения, контроль за реализацией федеральных целевых программ, в которые включена область. В настоящее время на территории Владимирской области действуют 4 региональные программы энергосбережения, ход выполнения которых курируется разными подразделениями администрации области. Однако отсутствует общая координация действий по реализации данных программ и не ведется сводной отчетности по результатам их выполнения. Вопросы энергосбережения в агропромышленном комплексе не вошли составной частью в программу Повышение эффективности использования энергии в промышленности , не разработана до сих пор и самостоятельная программа Повышение эффективности использования энергии в сельском хозяйстве .

 

 

По итогам анализа контрольного управления в закон и принятые в его развитие постановления Губернатора области внесены изменения и дополнения, направленные на дальнейшее совершенствование работы по энергосбережению.

 



 

Роль энергосервисных компаний ,ЭСКО, в энергосбережении. 2. Глава 14. Глава 17. Глоссарий терминов и акронимов.

 

Главная >  Потенциал энергии 

0.0032