Солнечные элементы
Тенденции
Сбережение
Аналитики
Энергообмен
Инвесторы
ЭнергоСША
Газ
Энергоаудит
Эн.сбережение
Экология
|
Главная > Потенциал энергии Аналитическая записка. проблемы и решения Энергетические ресурсы России и их использование: В энергетическом секторе можно количественно оценить степень приближения к устойчивому развитиюЦелевые характеристики данного сектора достаточно ясны, затруднения вызывают традиции национального учета. Положение и тенденции В России, несмотря на сокращение объемов промышленного и сельскохозяйственного производства, приуменьшающейся численности населения, расходы топлива, приходящиеся на единицу продукции и одного жителя, запоследние десять лет постоянно увеличивались. Снижение удельных показателей расхода топлива на единицу продукции или душунаселения является знаком движения к устойчивому развитию. В этом контексте, показателем устойчивого развития энергетики является вкладвозобновимых источников в общее производство энергии. В России на протяжении последних 10 лет он находится науровне 3%, имея небольшую тенденцию к повышению, вызванную сокращением добычи топлива. Важным условием перехода к устойчивому развитию выступает сокращение расходов энергии, черпаемойв индустриальном обществе из невозобновимых источников недр, и относительный рост потребления возобновимойэнергии, преобразованной естественным или искусственным путем. Расчеты на основе данных официальной статистики указывают на повышение на 30% величины этогопоказателя в сравнении с 1990 годом. Удельная энергоемкость валового внутреннего продукта также является характеристикой устойчивого или неустойчивого типа развития. Поскольку доступные запасы газа и нефти катастрофически быстро сокращаются, в недалеком будущемследует ожидать рост удельных объемов добычи (потребления) угля на душу населения. Исходя из чисто геологическихданных, обеспеченность запасами газа в России определяется периодом в 80 лет, однако эксплуатация большинстваместорождений не будет рентабельной, даже при условии совершенствования технологий и повышения цены.Обеспеченность нефтью оценивается на уровне 25 лет. Вспомогательным показателем устойчивости развития энергетики могут служитьудельные объемы добычи (потребления) угля в расчете на душу населения. В силу своих размеров запасы угля (по оценкам запасов должно хватить России на сотни лет), видимо,останутся стратегическим резервом российской энергетики. Хотя экологические характеристики угля хуже, чем газа и нефти, с точки зрения устойчивого обеспеченияэнергией предприятий и домашних хозяйств, политика постепенного вытеснения газа и нефти углем представляетсянаиболее реалистичной, если не произойдет решительного прогресса в областях энергосбережения и использованиявозобновимых энергоресурсов. Конечно, при проведении этой политики необходимо стараться сохранить использованиегаза в домашних хозяйствах, чтобы предотвратить массовый возврат к котельным. В то же время, на крупныхпредприятиях, оснащенных фильтрами и могущих использовать технологии подавления выбросов, можно ширеиспользовать уголь. Политические решения Между тем, удельные сбросы сточных вод несколько увеличились. Таким образом, в целом удельная нагрузкатопливно-энергетического комплекса на природу не претерпела существенных изменений, что свидетельствует оботсутствии ощутимого прогресса в переходе к устойчивому развитию. С позиций устойчивости удельныепоказатели нагрузки ТЭКа на окружающую среду должны снижаться Тем не менее, центральная для устойчивого развития (отраженная в Концепции) задача экономии энергиинеоднократно ставилась на государственном уровне. Она нашла свое отражение в Указе Президента РоссийскойФедерации (199 “Об основных направлениях энергетической политики и структурной перестройке ТЭК РФ на период до 2010года”. Тогда же принимаются два постановления Правительства: “О государственной поддержке создания в РФэнергоэффективных демонстрационных зон” и “О неотложных мерах по энергосбережению”. В 1996 г. Дума одобрилаФедеральный Закон “Об энергосбережении”. В 1997 г. подписывается Указ Президента Российской Федерации “Огосударственном надзоре за эффективным использованием энергетических ресурсов в РФ” и принимаетсяПостановление Правительства «О повышении эффективности использования энергетических ресурсов и водыпредприятиями, учреждениями и организациями бюджетной сферы». В 1998 г. принята Федеральная целевая программа «Энергосбережениена 1998-2005 годы», главной целью которой является ускоренный перевод российской экономики на энергосберегающий путьразвития. Позднее вышло Постановление Правительства РФ «О дополнительных мерах по стимулированиюэнергосбережения в России». В истекший десятилетний период происходила непрерывная трансформация топливно-энергетическогокомплекса. Однако на ход его реформирования Концепция устойчивого развития непосредственного влияния не оказала.Ни одна отраслевая программа не содержит ссылок на этот документ (как и на основополагающий Указ Президента от 1апреля 1996 г.). В частности, вне прямой связи с ним в 2000 г. по заказу акционерного общества «ЕЭС России» разработана «Стратегияразвития электроэнергетики России на период до 2010 г.». В ныне действующей программе по повышению эффективности работы энергосистемы страныпредусмотрены серьезные мероприятия структурного порядка, осуществляемые в масштабах отрасли, региональныхсетей и отдельных станций. Холдинг РАО «ЕЭС России» - крупнейший в стране групповой источник парниковых газов - осуществляеткомплекс мер, как технологических, так и организационных, направленных на снижение эмиссии. Одним из последнихрешений является создание «Углеродного фонда» в целях координации деятельности по подготовке к использованиюмеханизмов Киотского Протокола. В соответствии с программными документами, в стране создана Энергетическая комиссия – специальноуполномоченный орган по координации деятельности в области повышения эффективности топливно-энергетическогокомплекса. В настоящее время Правительством РФ утвержден вариант структурной реформы РАО «ЕЭС России». Организационные нововведения Россия подписала Рамочную Конвенцию ООН об изменении климата в 1994 г. В порядке ее выполненияразработана национальная стратегия по предотвращению изменений климата, проводится подготовка общенациональной,ведомственных и региональных программ действий, предусматривающих сокращение и поглощение выбросовпарниковых газов. Выполнение международных соглашений и достижения · оценка последствий изменений климата для природных и антропогенных экосистем,экономики и здоровья населения, В России выполняются все условия Рамочной конвенции, а именно: · реализация программ по ограничению выбросов парниковых газов и ихулавливанию; · разработка предупредительных мер в целях адаптации к ожидаемым изменениям; · ознакомление общественности с последствиями изменения климата. · создание информационно-мониторинговых систем в виде сети центровэнергосбережения; В порядке выполнения требований Конвенции в стране налажен учет эмиссии парниковых газов, ивосстановлен ход изменений их выбросов за последнее десятилетие, а также более ранний период. Установлено, чтонаибольший вклад в выбросы парниковых газов вносит сжигание топлива. Сжигание ископаемого топлива дает 98% всехвыбросов парниковых газов. Согласно расчетам, в настоящее время энергетика России выбрасывает в атмосферу около 400 млн. туглекислого газа, что составляет 6% мирового объема эмиссии. За истекшие 10 лет размеры выбросов парниковых газовсильно сократились, что обусловлено снижением выработки электроэнергии. С 1996 г. в стране реализуется Федеральная целевая программа Предотвращение опасных измененийклимата и их отрицательных последствий , в которой принимают участие многие ведомства, организации иинституты. Координацию работ по реализации программы осуществляет Межведомственная комиссия по проблемамизменения климата, созданная в соответствии с Постановлением Правительства в 1994 г. Существенное сокращение выбросов парниковых газов после 1990 г. обусловлено падением промышленногопроизводства в России, сопровождавшееся значительным снижением потребления энергии. Вторым фактором послужилоувеличение доли газа в топливном балансе в связи с заменой угля, сжигание которого дает 30% всех выбросов СО Вперспективе роль этого фактора очевидно будет сведена к минимуму по причине исчерпания легкодоступныхресурсов природного газа. · российско-американские проекты по посадке леса в Вологодской иСаратовской областях; Особое значение придается пилотным проектам, демонстрирующим практические достижения, в частностинедавно инициированным проектам двустороннего сотрудничества. Среди них: · российско-голландский проект по утилизации метана на двух свалках вМосковской области; · российско-голландский проект по промышленному парниковому выращиваниюовощей в Тюменской области; · российско-американский проект RUSAGAS по снижению утечек метана на двух крупныхкомпрессорных станциях по перекачке природного газа в Саратовской и Волгоградской областях; · российско-германский проект GAZPROM - RUHRGAS по оптимизации работы системыраспределения природного газа в магистральных трубопроводах; Проведена инвентаризация выбросов парниковых газов на региональном уровне в Архангельской,Новгородской, Челябинской областях, на Сахалине и в Хакасии. РАО ЕЭС России провела инвентаризациюпарниковых газов на своих тепловых электростанциях. · российско-американские проекты по повышению энергосбережению в коммунальномхозяйстве в городах Зеленограде, Лыткарино (Московская область) и Челябинске. Особенно актуальны для России результаты Пятой конференции по Рамочной Конвенции, состоявшейся в1999 г. (Бонн), поскольку она открыла путь для учета особенностей и потребностей стран с переходной экономикой винтересах их полноценного участия в инновационных процессах, предусмотренных Киотским Протоколом. С 1997 г. Россия вовлечена в подготовку к реализации механизмов международного сотрудничества,предусмотренных Киотским Протоколом. Это соглашение дает уникальную возможность привлечения инвестиционныхсредств для решения экологических проблем, связанных с выбросами парниковых газов. Россия должна сыграть важнуюроль на возникающем рынке сокращенных выбросов парниковых газов. · попутное сокращение выбросов других видов загрязнителей; Помимо сокращения выбросов парниковых газов, углеродные инвестиции могут привести квозникновению значительных сопряженных выгод, включая: · внедрение достижений научно-технического прогресса; · снижение риска заболеваемости населения и деградации экосистем; · развитие альтернативных экологически чистых технологий производства энергии. · появление новых стимулов к экономии энергоресурсов; Начато производство энергосберегающих домов для города и сельской местности. В отдельных регионах страны в самое последнее время начинают приниматься программы развитияальтернативной энергетики. Например, в Калмыкии поставлена задача широкого применения ветровых электростанций. ВЦимлянском районе Ростовской области уже функционирует комплекс ветровых станций. Однако, в силу широкоприменяемой государственной политики субсидирования традиционных энергоносителей, альтернативная энергетикаоказывается относительно невыгодной. В России разработаны, опробованы и внедрены установки по извлечению биогаза для выработки тепла иэлектроэнергии различных мощностей. Осваивается изготовление энергетических установок на биогазе, на основе которых может бытьобеспечено не только бесперебойное газо- и теплоснабжение, но и электрификация. Постоянно поступающиеорганические отходы (навоз, канализационные стоки, бытовые отходы, отходы переработки сельскохозяйственной ипищевой промышленности, отходы кожевенных предприятий, лесопильных производств и т.д.) являются местнымэнергоресурсом, использование которого позволяет одновременно оздоровить окружающую среду района. Диспропорции цен на энергоресурсы и широко проводимая политика субсидирования являются главнымиэкономическими причинами неустойчивого развития энергетического сектора России. Трудности Постоянные преобразования министерства, отвечающего за реализацию энергетической политики и сменаего руководителей отрицательным образом отразились на эффективности принятых программ. Свидетельство тому –отсутствие реального прогресса в энергосбережении. С другой стороны, трудно переоценить здесь роль факторатехнической отсталости. Энергоемкость продукции в современной России в 2,5-3 раза выше, чем в Западной Европе и США.Во всех отраслях экономики преобладают старые энергоемкие технологии и оборудование. Политическая сила топливно-энергетического комплекса, проявляемая в лоббировании узкоотраслевыхинтересов, задерживает развитие возобновимых энергоносителей и альтернативной энергетики в целом. Существенным тормозом развития энергетики является отсутствие системности в согласовании отраслевыхи территориальных интересов. Недостаток инвестиций при высокой капиталоемкости производства и низкая платежеспособностьпотребителей, проявляемая в постоянной неуплате долгов, препятствуют обновлению материальной базы энергетики. · наличие ведомственных разногласий по вопросам реализации механизмов чистогоразвития, проектов совместного осуществления и торговли квотами на выбросы парниковых газов; К числу проблем в области выполнения Киотского протокола можно отнести следующие: · слабая координация подготовительных работ, котораябыла возложена Правительством РФ на Росгидромет без учета инвестиционно-финансовой и правовой сущностисоглашения; · отсутствие соответствующих нормативных документов, в частности не разработано национальное законодательство, определяющее право собственности на выбросыпарниковых газов; · низкая эффективность и рассогласованность действийроссийской межведомственной комиссии по проблемам климата. · определенная закрытость тематики соглашения дляроссийской общественности и фактическое отстранение последней от разработки и принятиярешений; Усилить работу по созданиюсовременных стандартов и нормативов, предусматривающих стимулирование внедрения энергоэффективных технологий исовременной системы менеджмента; Предложения на национально уровне Усилить работу по пропаганде преимуществ использования нетрадиционных источниковэнергии на государственном уровне. При планировании государственных инвестиций приоритет отдавать развитиювозобновляемых источников энергии; Инициировать разработку региональных и локальных программ развитияэнергетического хозяйства на принципах устойчивого развития. Формировать программы и производить необходимыеорганизационно-экономические нововведения, исходя из безусловного приоритета политики энергосбережения; Осуществить комплексмер по экономии тепловой энергии. Утепление жилых икоммерческих зданий, применение непосредственно в зданиях прогрессивных систем контроля над потреблением тепла,установка тарифов на расход горячей и холодной воды, - все это является первоочередными шагами в областиреконструкции теплоэнергетики; Необходимо приближение уровня тарифов на электроэнергию к их реальной стоимости,что будет стимулировать экономию энергоресурсов. Следует в целом оценить негативные аспекты политикисубсидирования, мешающие снижению энергоемкости; Проводить регулярную оценку хода реформирования энергетического хозяйства страны; Разработать национальную топливно-энергетическую политику, исходящую изответственности перед будущими поколениями за сохранение топливно-энергетических резервов; Отказаться от планов форсирования ввоза и переработкиотработанного ядерного топлива в Россию; Повысить радиационную безопасность эксплуатируемых АЭС, обеспечить скорейший выводиз эксплуатации действующих атомных станций; 1 Усилить и организационно укрепить деятельность Межведомственной комиссии; 1 Необходима серьезная работа с целью содействия скорейшему вступления в силу Киотского протокола. На национальном уровне для успешного выполнения условий Киотского протокола необходимо разработать пландействий по реализации механизмов соглашения, возобновив деятельность Межведомственной комиссии по проблемамклимата; 1 Сформировать независимую структуру, которая обеспечит регистрацию сделок по торговле квотами навыбросы парниковых газов и прозрачность финансовых потоков, 1 Поддерживать региональные инициативы по проведению инвентаризации выбросов парниковых газов,реализации проектов совместного осуществления. Максимальное экспериментирование в этой области позволитвыработать наиболее приемлемые для России пути реализации механизмов Киотского протокола. 1 Учредить фонд по проектам совместного осуществления для привлечения инвестиций в проекты поэнергоэффективности и энергосбережению, сделать его работу прозрачной для общественности и финансирующихорганизаций; 1 Создать Секретариат по проектам совместного осуществления, сделать его работу прозрачной дляобщественности; Разработать согласованную позицию по вопросу переработки Россией отработанногоядерного топлива, исходя из принципов обеспечения международной экологической безопасности; Международное сотрудничество - солнечные нагревательные устройства; Подготовить и заключить под эгидой ООН международное соглашение «О содействииобмену и внедрению технологий для использования возобновимых источников энергии». Имеются в виду: - бесплотинные гидростанции; - ветровые двигатели; - производство жидкого топлива из растительного сырья и отходов - установкипо выработке биогаза; Всемирная торговая организация, Европейская Комиссия и другие институтымогут стимулировать укрепление международного рынка новых технологий по сбережению и развитию возобновимыхисточников энергии. Для этой цели могут быть разработаны новые стандарты, введена специальная маркировка и т.д; Программа ТАСИС может усилить свою роль в укреплении научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ, проводимых в России по тематике возобновимых источников энергии и повышенияэнергосбержения, а также в поддержке информационно-пропагандистских кампаний по данной тематике. Следует оказатьпомощь в налаживании опытного производства установок по использованию возобновимых энергоисточников внаселенных пунктах. Центры по энергоэффективности развитых стран могутподдерживать российские центры по энергоэффективности; Организация экономического сотрудничества и развития может провести исследованиепо России, оценивающее экологически вредные субсидии в энергетике и полную величину стоимости энергоносителей,включающей экологические издержки.
Необходимы специальные учебные и трейнинговые программы по организацииэнергетического аудита на предприятиях.
Глава 13. Глава 15. Глава 5. 2. Рынок энергосбережения в Украине. Главная > Потенциал энергии 0.0156 |