![]() |
Солнечные элементы
Тенденции
Сбережение
Аналитики
Энергообмен
Инвесторы
ЭнергоСША
Газ
Энергоаудит
Эн.сбережение
Экология
|
Главная > Потенциал энергии Об энергетической стратегии России напериод до 2020 года. энергетическойстратегии Минэнерго России А.А.Троицкий, главный аналитик Института Главным содержанием ЭС-2020является проблематика оптимальногообеспечения России топливом и энергией вовзаимоувязке с прогнозом развитияэкономики страны. В то же время ЭС-2020представляет интерес для производственныхи иных структур, поскольку позволяетоценить направления и масштабывзаимодействия топливно-энергетическогокомплекса (ТЭК) с отраслями экономики ипромышленности, а также влияниеэнергетической составляющей наперспективную экономику производства. Энергетическаястратегия России на период до 2020 года (ЭС-202 разработана в 2000 году по поручениюПравительства Российской ФедерацииМинэнерго России, Минэкономразвития России,Минпромнауки России, Минатом России и РАНсовместно с заинтересованнымифедеральными органами исполнительнойвласти и с учетом предложений субъектовРоссийской Федерации. Основные положенияЭС-2020 одобрены Правительством РоссийскойФедерации (протокол № 39 раздел III от 23ноября 2000 г.). ТЭК России всегда играли продолжает играть важную роль вфункционировании и развитии экономикистраны. Это связано не только созначимостью ТЭК как инфраструктурногофактора обеспечения жизнедеятельностиобщества, но и с большим влияниемфункционирования комплекса на финансово-экономическиепараметры деятельности производительныхсил страны и государства в целом. Такоеположение ТЭК в большой мерепредопределяется наличием в России богатыхприродных топливно-энергетическихресурсов и созданным крупнымпроизводственным потенциалом комплекса. Прежде всегонеобходимо понять, почему нужна стратегияразвития топливно-энергетической сферы. Роль ТЭК в структуреэкономики страны характеризуется тем, что внастоящее время (по итогам 2000 г.) продукциякомплекса составляет более четверти всейпромышленной продукции. Доля налоговыхпоступлений в федеральный бюджетгосударства от деятельности ТЭК превышает37% от всех налоговых доходов этого бюджета.Более половины валютных поступлений встрану формируется от экспортаэнергоносителей. При численностинаселения России около 2,5% от всегонаселения Земли, страна располагает 45%потенциальных мировых запасов природногогаза, 13% нефти, 23% угля и 14% урана, т.е. в целомпочти 30% всего энергетического природногопотенциала Планеты. Россия добывает ипроизводит более 10% всех первичныхэнергоресурсов в мире. Такое масштабноевзаимовлияние и взаимозависимостьфункционирования и развития ТЭК иэкономики позволяют определить в качествеглавной цели формирования Энергетическойстратегии России, наряду с обеспечениемэнергетических потребностей страны, задачунаиболее эффективного использованиябогатого природного и производственногоэнергетического ее потенциала. В то же время топливно-энергетическийсектор экономики является наиболееинерционной и капиталоемкой структурой,что требует заблаговременногоформирования долгосрочной стратегии ипрогнозирования его развития ворганической увязке с прогнозированием иформированием перспективной стратегиисоциально-экономического развития страны,которая обусловливает требования к ТЭК иаккумулирует в себе возможности и влияниеэнергетической сферы на финансово-экономическиеи макроэкономические параметры развитияРоссии. Известно, что в прошлом,в условиях плановой системы хозяйствованияподобные документы носили директивныйхарактер, а задания по их реализации имелине только характер стратегическихнаправлений деятельности, но иколичественных заданий по реализации этихнаправлений, являвшихся, по сути, основнымсодержанием народнохозяйственных планов. По совокупностифакторов, определяющих роль и местоэнергетического сектора в жизни общества игосударств, ведущие страны мираформировали ранее и систематическиразрабатывают свои стратегии или программыдеятельности в этой сфере в целях наиболееэффективного обеспечения имеющегосяэнергетического потенциала. Для обоснованногоформирования Энергетической стратегиистраны, естественно, необходимысоответствующие количественные оценкипараметров развития ТЭК, взаимоувязанные соценками перспективного социально-экономическогоразвития России и требованиями экономики кэнергетическому сектору. Однако эти оценкине несут в себе директивно-плановых функцийи могут впоследствии уточняться взависимости от конкретных условий развитияэкономики и ТЭК, что требует вариантногопрогнозного подхода к количественнымоценкам с целью обеспечения надежностивыводов формируемой Энергетическойстратегии. В условияхреформируемой экономики страны, основаннойна рыночных принципах хозяйствования,задачи формирования Энергетическойстратегии России трансформируются, иглавный смысл самой стратегии меняется. Этизадачи концентрируются на выработкеэнергетической политики, обеспечивающейрешение целевой задачи — наиболееэффективного энергоснабжения страны ииспользования ее энергетическогопотенциала путем формирования механизмов (восновном, экономических) государственноговлияния на происходящие процессы в целяхрешения указанных стратегических задач вусловиях рыночной экономики. Одновременно возниклиновые внешние условия и проблемы развитияэнергетического сектора страны. Так,претерпели серьезные измененияпрогнозировавшиеся ранеемакроэкономические показатели и сценарныеусловия социально-экономического развитиястраны, что определяющим образом влияетна масштабы энергопотребления в России. Впервые Энергетическаястратегия России для рыночных условийхозяйствования была разработана в 1995 году.Она частично была реализована, чтопозволило в целом обеспечить внутренние иэкспортные потребности страны вэнергетических ресурсах. В то же время впроизводственных хозяйствующих структурахТЭК России сложилось тяжелое финансовоеположение. Инвестиции в комплексосуществлены в 1,6–1,8 раза меньше, чемпрогнозировалось, прирост разведанныхзапасов по нефти был обеспечен в 3 раза, а погазу — в 5 раз меньше необходимых, что некомпенсировало добычу их из недр. Не былообеспечено даже простое воспроизводствоосновных фондов в отраслях ТЭК, врезультате чего износ активной их частидостиг 60–80%. Не сформировались в странецивилизованный конкурентныйэнергетический рынок и оптимальныепроизводственные структуры ТЭК. Все этосоздало угрозу энергетическойбезопасности России. Произошли крупныеизменения в формах собственностиосновных фондов отечественной энергетики,управления, государственногорегулирования деятельностипроизводственных структур ТЭК, в том числеестественных монополий, в осуществленииценовой и налоговой политики. Накопленныйопыт выявил необходимость дальнейшегосовершенствования взаимоотношенийхозяйствующих структур ТЭК и всегоэнергетического сектора с государством вусловиях рыночной экономики,систематического мониторинга структурныхизменений и трансформаций в секторахкомплекса. Серьезно трансформироваласьконъюнктура мировых энергетических рынков,особенно в части цен на нефть, газ ипродукты их переработки, что существенновлияет на конкурентоспособностьэнергоносителей, эффективность и объемы ихэкспорта, особенно с учетомнеблагоприятных соотношений себестоимостии налоговых нагрузок отечественныхпроизводителей энергоресурсов.Нестабильная конъюнктура цен мировогорынка на энергоносители, проявившаяся впоследние годы, требует формированиясоответствующих адекватных защитныхмеханизмов отечественного экспорта ивалютных доходов страны. В условияхзначительного роста себестоимости добычи ипроизводства топливно-энергетическихресурсов и ужесточения экологическихтребований резко возросла стратегическаязначимость повышения энергоэффективностиэкономики как важнейшего инструментаудовлетворения энергетическихпотребностей российского общества иснижения его затрат на своеэнергообеспечение. В связи снестабильностью правовых основэкономической деятельности в России и поряду других причин существенно снизиласьее инвестиционная привлекательность, втом числе и ТЭК, для отечественных изарубежных инвесторов, тогда какпотребность в инвестициях многократновозросла в связи с ухудшением сырьевой базыдобывающих отраслей и старением основныхпроизводственных фондов. Возникшие новыеэнергоэкономические проблемы в сфереотечественной энергетики диктуютнеобходимость поиска стратегическихнаправлений энергообеспечения странынаиболее эффективными путями, адекватнымипрогнозируемой российскойдействительности. Изменилисьперспективные экономические параметры исоотношения развития сырьевой ипроизводственной базы отраслей ТЭК (газовой,угольной и нефтяной промышленности). Этисоотношения вступают в несоответствие сосложившимися тенденциями формированияструктуры топливно-энергетическогобаланса страны и требуют пересмотрапрежней концепции приоритетногонаращивания роли газа в этом балансе путемповышения роли альтернативныхэнергоносителей. В основу разработки ЭС-2020положены требования к ТЭК, которыевыдвигает перспективное социально-экономическоеразвитие страны. В качестве основнойгипотезы функционирования экономикипринята рыночная модель с государственнымрегулированием со средними темпами ростаВВП в благоприятном вариантеэкономического развития 5–6% в год. В целомпри этих условиях в 2020 году по сравнению с1998 годом, когда имел место наиболееглубокий спад экономики, объем ВВП долженвозрасти в 3,0–3,15 раза, продукцияпромышленности — в 3,2–3,9 раза, сельскогохозяйства — в 2,1–2,2 раза и инвестиций восновной капитал — в 4–5 раз приувеличении реальных доходов населения в 3раза. Одновременно в ЭС-2020 рассмотренотакже развитие ТЭК в неблагоприятныхвнешних и внутренних условиях развитияэкономики с ростом ВВП за указанный периодв 1,9–2,1 раза. Такой вариантный подход, какуказывалось выше, повышает надежностьформирования ЭС-2020. По совокупностиизложенного возникла необходимостьразработки новой Энергетической стратегииРоссии с расширением ее временногогоризонта до 2020 г. Выполненные оценкипоказали, что реально обеспечитьпотребности страны в энергоресурсах приуказанных выше темпах ее экономическогоразвития возможно только при сниженииудельной энергоемкости ВВП не менее чемвдвое. Это может быть обеспечено двумяосновными путями: за счет реализацииимеющегося технологического иорганизационного потенциалаэнергосбережения, который достигает 430 млн.т у.т. в год или почти 50% современноговнутреннего энергопотребления; за счетструктурной перестройки экономики всоответствии со спросом рынка внаправлении увеличения доли услуг в ВВП идоли малоэнергоемкой продукции (машиностроение,легкая, пищевая, наукоемкая продукция) вобъемах промышленного производства. Очевидно, чтоувеличение объемов производстваэнергоресурсов с темпом развития экономики,т.е. при сохранении сложившейся ее удельнойэнергоемкости, нереально. В то же времясовременная энергоемкость экономики в 3–5раз выше, чем в развитых странах Запада и вЯпонии, что является следствием низкоготехнологического уровня производительныхсил и коммунально-бытовой сферы, «тяжелой»структуры ВВП и промышленного производства,а также климатических условий страны. Из этих данных вытекает,что при реализации потенциалаэнергосбережения и структурныхпреобразований экономики в 2020 году посравнению с 2000 годом внутреннеепотребление первичных топливно-энергетическихресурсов в России должно возрасти на однутреть (при росте ВВП втрое). Это являетсянеобходимым условием того, чтобыэнергетический фактор не стал тормозомразвития экономики. Результаты выполненного в ЭС-2020анализа приведены на рис.2 Соответствующиепоказатели динамики ВВП, потребленияпервичных топливно-энергетическихресурсов, энерго-, электро- и теплоемкостиэкономики на период до 2020 года по сравнениюс уровнем 1990 года приведены на Исходя из изложенного ис учетом некоторого увеличения импорта изсреднеазиатского региона (что, очевидно,будет экономически целесообразно) общийобъем добычи и производства первичныхэнергоресурсов в 2010 году необходимо будетувеличить по сравнению с уровнем 2000 года на13% (до 1575 млн. т у.т.) и в 2020 году — на 25% (до1740 млн. т у.т.). Производство электроэнергии,как наиболее квалифицированногопреобразованного энергоносителя,потребуется наращивать более высокимитемпами, соответственно, на 35% или почти в 1,8раза (с 856 до 1180 и 1620 млрд. кВт.ч.соответственно). Экономика страныпредъявляет к ТЭК требования не толькоэффективного обеспечения внутреннегоспроса на топливно-энергетические ресурсы,но и ряд финансово-экономическихтребований, реализация которых необходимакак вклад высокого природного потенциалаРоссии в ее развитие. В числе этихтребований, наряду с налоговыми доходамигосударства от ТЭК, обеспечениенеобходимых валютных доходов за счетэкспорта энергоресурсов. Анализ показал,что в период до 2010 года, пока не наберут силуи рыночную конкурентоспособность другиеэкспортно-ориентированные сектораэкономики, ТЭК должен будет не толькосохранить объемы экспорта энергоресурсов,но даже несколько увеличить их (примерно на15–20%) с последующей стабилизацией и даженекоторым сокращением энергетическогоэкспорта. Объемы экспорта топливно-энергетическихресурсов могут уточняться в зависимости отконъюнктуры мирового энергетическогорынка. Как видно из рисунка,объемы добычи и производства основныхпервичных энергоносителей необходимоувеличить в 2020 году по сравнению с 2000 годомпо нефти с 323 до 360 млн. т (на 11,5%), по газу —с 584 до 700 млрд. м? (на 20%), по углю — с 258 до 430млн. т (в 1,7 раза), по электроэнергии АЭС —со 131 до 340 млрд. кВт. ч. (в 2,6 раза) и погидроэнергии — со 160 до 200 млрд. кВт. ч. (на25%). Это приведет к соответствующимтрансформациям в структуре топливно-энергетическогобаланса со снижением доли газа в объемепроизводства первичных топливно-энергетическихресурсов с 48% до 42% и ростом доли угля с 12% до16%, а доли энергии АЭС с 2,8% до 5,8%.Соответственно должна трансформироватьсяи структура внутреннего потреблениятопливно-энергетических ресурсов, чтодиктует определенные условия формированияструктуры использования топлива, особеннодля электроэнергетики. Выполненный анализоптимизации перспективного топливно-энергетическогобаланса страны и ее регионов с учетомпрогнозируемых трансформацийэкономических параметров сырьевой базыдобывающих отраслей, добычи и производстваразличных энергоресурсов позволилсформировать основные параметры топливно-энергетическогобаланса России до 2020 года, результатыкоторого представлены на Особенностисложившегося положения и перспективсекторов ТЭК в кратком изложениихарактеризуются следующим. Как указывалось выше, воснове формирования топливно-энергетическогобаланса лежит и необходимостьдиверсификации его в целях обеспеченияэнергетической безопасности страны, иэкономические параметры развития ифункционирования отраслей ТЭК впредстоящей перспективе. Необходима будетсоответствующая реакция государства посовершенствованию системы налогообложенияи таможенных платежей с целью сниженияналоговой нагрузки и адекватногореагирования на конъюнктуру мировогонефтяного рынка. В нефтянойпромышленности происходит качественноеухудшение сырьевой базы. Основныеразрабатываемые месторождения ЗападнойСибири, Урала и Поволжья вышли на поздниестадии разработки с падающей добычей нефти.Выработка их запасов достигла 54%, а долятрудно извлекаемых — увеличилась до55–60%. Ресурсный потенциал новых провинций вВосточной Сибири, Тимано-Печорском регионеи на Дальнем Востоке в несколько раз ниже «старых»районов добычи нефти, а освоение их стоитдорого. Все это потребует для обеспечениянеобходимой добычи роста инвестицийпримерно в 3–3,5 раза и даже прииспользовании прогрессивных технологийувеличит издержки производства. В этойсвязи будет снижаться иконкурентоспособность российской нефти инефтепродуктов на мировом рынке, и в случаеснижения цен нефти на нем ниже 18–20 долларовза баррель, отечественная нефть окажется вперспективе на граниконкурентоспособности. В газовойпромышленности экономические изменения,связанные с перспективным состояниемсырьевой базы отрасли и ее основных фондов,проявляют себя еще более остро, чем внефтяном секторе. Базовые месторождениягаза в Западной Сибири значительновыработаны (Медвежье — на 78%, Уренгойское —на 67%, Ямбургское — на 46%) и вступили вфазу падающей добычи. Открытые новыеместорождения (Ямальское и Заполярное вЗападной Сибири, на шельфах Охотского иБаренцева морей, Ковыктинское в ВосточнойСибири и др.) в несколько раз дороже, чемэксплуатирующиеся, а на них к 2020 году должнодобываться более 80% газа в стране. К тому жесостояние действующих основных фондовотрасли, износ которых превысил 60%, требуеткрупных инвестиций для их обновления,поддержания и модернизации. В то же времяжесткое и экономически необоснованноеискусственное сдерживание регулируемыхгосударством цен на газ не позволяетсформировать инвестиционные источники,обеспечивающие даже простоговоспроизводства основных фондов.Одновременно устанавливаемые низкие ценына газ, которые почти в 1,5 раза ниже цен наальтернативный уголь, привели кзавышенному спросу на газ инезаинтересованности потребителей вэнергосбережении. Главной особенностью изадачей нефтеперерабатывающейпромышленности является увеличениеглубины нефтепереработки с 67% в настоящеевремя до 85%. Это позволит при росте объеманефтепереработки со 175 до 225 млн. т (на 29%)увеличить производство моторных топлив в 1,7раза с одновременным снижением выработкимазута в 1,8 раза. Угольнаяпромышленность располагает достаточнойбазой для полного удовлетворенияпотребностей экономики России, однако ееразвитие осложнено рядом сопутствующихфакторов. С учетом изложенногопредстоит обеспечить быстрое наращиваниеинвестиций в газовую промышленность с 4млрд. долл. США в 2000 году до 7 млрд. долл. СШАуже в 2005 году и до 11 млрд. долл. США в 2020 г. Всочетании с ростом издержек и транспортагаза объективно необходимо резко повыситьцены на него в 2,5 раза уже к 2003 году и затемеще в 1,4 раза к 2005 году. Это одновременнобудет способствовать диверсификациитопливно-энергетического баланса истимулированию энергосбережения. Принципиально важно,что в отличие от быстро дорожающих газа инефти, цены на уголь должны увеличиться к 2010году лишь на 10–15% с последующей ихстабилизацией и некоторым снижением. Этоможет произойти в результате вовлечения вдобычу более эффективных запасов угля,улучшения хозяйственной организацииотрасли и, главное, внедрения новейшихнаучно-технических разработок в добыче,переработке и транспортировке угля. Во-первых, этоограничения по использованию угля поэкологическим причинам, во-вторых,ограничения по объемам перевозокжелезнодорожным транспортом и зависимостьценовых показателей угля от тарифов на егоперевозку. Основным направлениемсовершенствования угледобычи будетявляться увеличение удельного весаоткрытого способа добычи с доведением егодо 85% в общем объеме производства. При этомкрупные, наиболее рентабельные предприятиябудут обеспечивать до 80% производства. Удовлетворениепотребности экономики страны в угольномтопливе будет связано с развитием добычиугля в бассейнах федерального значения —Кузнецком и Канско-Ачинском.Межрегиональное значение будут иметьместорождения Восточной Сибири, Печорского,Донецкого и Южно-Якутского бассейна. Основныминаправлениями и особенностямипредстоящего периода в электроэнергетикестраны, исходя из требований экономики иоптимизации топливно-энергетическогобаланса, будут являться: Дляреализации прогнозируемых темпов развитияугольной отрасли с ростом добычи угля до 430млн. т в год в 2020 году необходимо обеспечитьувеличение инвестиций в нее с 0,4 млрд. долл.США в год в настоящее время до 0,8 млрд. долл.США в 2010 году и 1,1 млрд. долл. США в 2020 году. - трансформация структурытопливного баланса ТЭС в направленииувеличения доли угля с 30–31% в настоящеевремя до 44–45% в 2020 г. с соответствующимснижением доли газа, потребление которого вэлектроэнергетике, исходя из изложенныхпредпосылок оптимизации топливно-энергетическогобаланса страны, должно практическистабилизироваться на современном уровне; - обновление, модернизация инаращивание генерирующих мощностей сучетом высокого износа активных основныхфондов и обеспечение необходимых объемовпроизводства энергии. Необходимообеспечить ввод в действие новых имодернизацию действующих мощностей запериод до 2020 года в суммарном объеме 230 млн.кВт, имея в виду, что к этому времени около 165млн. кВт действующих мощностей выработаютсвой парковый ресурс; - дальнейшее развитие ЕЭС России,в том числе с использованием сверхвысокихклассов напряжений (1150–1500 кв) и сохранениетехнологической ее целостности; - преобразование структурыпроизводства электроэнергии в направленииповышения доли АЭС, что предопределяетсяэкономической оптимизацией топливно-энергетическогобаланса страны и территориальной структурыпроизводства энергии. Исходя из этого доляАЭС в структуре производстваэлектроэнергии должна возрасти с 14,8% допочти 21%, что потребует увеличения ихмощностей почти в 2,5 раза (с 21,3 до 50 млн. кВт),а производство электроэнергии должновозрасти со 131 до 340 млрд. кВт.ч. Если такаязадача не будет выполнена из-за возраженийобщественности или по другим причинам, топотребуется дополнительное развитиеугольных ТЭС, несмотря на то, что этоэкономически не оптимально; Решение этих основныхзадач также требует резкого ростаинвестиций, которые необходимо увеличить с1,8 млрд. долл. США в настоящее время до 8,5 —в 2010 году и 17,5 млрд. долл. США в 2020 году.Формирование таких высоких инвестицийневозможно без увеличения тарифов наэлектроэнергию. В ЭС-2020 предусмотрены мерыпо развитию и оптимизации секторатеплоснабжения, расширению использования нетрадиционныхвозобновляемых источников энергии,главным образом в районахдецентрализованного энергоснабжения, впервую очередь с дорогим дальнепривознымтопливом, и ряд других направленийперспективного формированияэнергетического сектора. - технологическоесовершенствование всех структурэлектроэнергетики на базе научно-техническогопрогресса и на этой основе повышениеэффективности функционирования отрасли. В ЭС-2020 сформированытакже направления экологической политики втопливно-энергетической сфере с тем, чтобыобеспечить улучшение взаимоотношений ТЭК сокружающей средой и выполнитьобязательства России об ограничениивредных выбросов в соответствии сКиотскими соглашениями. В ЭС-2020 определеныосновные направления научно-техническогопрогресса в каждой из отраслей ТЭК с учетомих специфики и они рассматриваются какважнейшее средство повышенияэффективности функционирования структуркомплекса, чему также в немалой степенидолжно способствовать совершенствованиеконкурентных энергетических рынков, в томчисле путем реформирования структур ТЭК. Учитывая большоезначение внешнеэкономическогосотрудничества в энергетической сфере длясоциально-экономического развития страны,ее геополитического положения и дляфункционирования самого ТЭК, в ЭС-2020сформулированы основные направленияэнергетической дипломатии страны игосударственной поддержкивнешнеэкономической деятельности структурТЭК. Изложенные вышеаспекты формирования оптимальноготопливно-энергетического баланса России иразвития ТЭК в ЭС-2020 рассмотрены врегиональном разрезе в увязке спрогнозируемыми макроэкономическими иструктурными оценками социально-экономическогоразвития регионов и с учетом интегрирующеймежрегиональной роли топливно-энергетическойсферы, что позволило определить основныенаправления региональной энергетическойполитики государства. Суммарный объеминвестиций в ТЭК за 2001–2020 гг. оцениваетсявеличиной 600 млрд. долл. США, которые должныбыть сформированы, в основном (на 80–90%), засчет собственных средств хозяйствующихсубъектов, для чего необходима адекватнаягосударственная ценовая, налоговая иструктурная политика. Изложенные вышеосновные направления и прогноз развитияТЭК, несмотря на предусмотренное снижениеэнергоемкости экономики, требует кратногороста инвестиций в комплекс в целом вобъемах, приведенных на Иными словами, ТЭК вцелом будет снижать свое инвестиционноедавление на сферу накопления ВВП. Как показали расчеты,потребуется увеличение цен на топливно-энергетическиедо уровня, обеспечивающегосамофинансирование производственной иинвестиционной деятельности эффективнофункционирующих структур ТЭК. Рост цен наэнергоносители, осуществляемый, в основном,в период до 2007 года, будет составлять всреднем около 15% в год, что приведет к роступотребительских цен на 2–3% в год. Такаяситуация, при всей ее негативности,является необходимой и неизбежной дляперспективного обеспечения странытопливом и энергией в соответствии спрогнозируемой потребностью с учетом 2-хкратного снижения удельной энергоемкостиэкономики. Несмотря на необходимые дляразвития ТЭК крупные инвестиции, доля их всуммарных инвестициях страны также будетуменьшаться. Необходимые для развития ТЭКинвестиции составят в целом за период2001–2020 гг. 5–6% от прогнозируемогопроизведенного ВВП. Исходя из того, чтосуммарные инвестиции в экономику страныоцениваются в макроэкономическихпрогнозах величиной 26–27% от произведенногоВВП, доля инвестиций в ТЭК от суммарныхинвестиций по стране снизится с 27% в 1999 годудо 15–20% в среднем за период 2001–2020 гг. Главным инструментомдостижения целей и реализации приоритетовЭС-2020 является государственное воздействиена формирование цивилизованногоэнергетического рынка и совершенствованиеэкономических взаимоотношений егосубъектов между собой и с государством. Таким образом, каквытекает из всего вышеизложенного, приреализации Энергетической стратегииРоссии на период до 2020 года развитие ТЭКстраны гармонично вписывается впрогнозируемое ее социально-экономическоеразвитие и обеспечивает выполнениетребований к топливно-энергетической сфере,как важнейшей структуре экономики России. Основныммеханизмом достижения целей и задач ЭС-2020является предложенная в ней системанормативно-правовых актов, которые должныбыть разработаны и приняты. Эта системапредусматривает создание какзаконодательных актов на федеральном ирегиональных уровнях, так и принятиенормативных решений указами ПрезидентаРоссийской федерации и постановлениямиПравительства Российской Федерации.Имеется в виду, что соответствующаяпрограмма будет являться частью планадеятельности Правительства РоссийскойФедерации на ближайшие годы. Энергетическаястратегия России предусматриваетнесколько этапов реализациисформулированных в ней целей и задач,которые в главном совпадают с этапамиреализации основных целей социально-экономическогоразвития России.
*По материалам доклада на общемсобрании Ассоциации «Электрокабель», март2001 г.
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Главная > Потенциал энергии 0.0179 |